Ноль приложений в месяц как золотая жила для мобильных разработчиков

Что ни говорите, а Нгуен Ха Донг везунчик. Когда на твоём счету хотя бы одно мобильное приложение, ставшее хитом — а Ха Донг известен, наверное, каждому обладателю смартфона и планшетки на земле: он написал Flappy Birds — судьба твоих будущих творений предопределена. Так что злопыхатели могут сколько угодно стебаться над Swing Copters, новой игрушкой знаменитого вьетнамца, но оценок у неё уже десятки тысяч, а скачиваний на порядки больше.

Среднестатистический независимый разработчик о лаврах отца Flappy Birds может только мечтать. Написать популярный апп — всё равно что выиграть в лотерею. Математика тут простая. С одной стороны — невероятный, фантастический спрос. Одна только Apple продала уже немногим меньше миллиарда iOS-устройств, добрая половина из которых «Айфоны», и каждый божий день только её App Store посещают триста миллионов человек. Счёт скачанным копиям идёт на десятки миллиардов, средний «тираж» для каждого iOS-приложения составляет шестьдесят тысяч копий и продолжает расти. Как и выплаты девелоперам, превысившие двадцать миллиардов долларов.

Стараниями Apple и Google мобильные приложения превращены в самый популярный вид цифровых медиа: именно они теперь отнимают наибольшее время у пользователей цифровых устройств. Казалось бы — пиши и греби деньги лопатой, но у монеты есть обратная сторона.

Flappy Birds была сложной, но Swing Copters оказалась ещё сложней! Здесь даже чтобы набрать первый балл, может потребоваться тренироваться часами. Специально для таких игрушек придумано определение «мазокор» (мазохизм плюс хардкор): жизни без счёта, странные цели и казуистически сложный геймплей. Вполне в нгуеновском духе.
Flappy Birds была сложной, но Swing Copters оказалась ещё сложней! Здесь даже чтобы набрать первый балл, может потребоваться тренироваться часами. Специально для таких игрушек придумано определение «мазокор» (мазохизм плюс хардкор): жизни без счёта, странные цели и казуистически сложный геймплей. Вполне в нгуеновском духе.

Проблема, во-первых, в том, что огромный спрос компенсируется гигантским предложением: в одном лишь App Store 1,2 млн позиций. Но и это ещё не самое страшное. Хуже всего неравномерность внимания. Как и с книгами, музыкой, вообще любым творческим продуктом, интерес движимой стадным инстинктом толпы обычно сосредоточен на незначительном количестве приложений. Остальным не достаётся ничего. Вот почему лично я с большим сомнением отношусь к рассуждениям первых лиц Apple по поводу «app-экономики»: все эти сотни тысяч рабочих мест, якобы, появившихся исключительно благодаря Apple App Store, вряд ли долговечны. Лотерея!

Впрочем, в отличие от настоящей лотереи здесь от игроков по крайней мере что-то зависит. Никто не отменял силу ярких идей — хоть сгенерировать таковую, конечно, сложно. Никто пока не запретил (грубое, да) клонирование чужих успешных приложений — и тот же Ха Донг может многое об этом рассказать. Его игрушки клонируют сотнями и Swing Copters, например, в первые же сутки после релиза передрали минимум десять раз (P.S. Данные устарели: к настоящему моменту клоны SC тоже исчисляются сотнями).

А ещё периодически возникают стратегические «дыры», нестыковки, диспропорции, которыми можно и нужно пользоваться, чтобы привести своё приложение к успеху. И как раз сейчас на мобильном рынке зияет одна такая дыра. Взгляните на этот график. Он нарисован по результатам исследований аудитории в США, но пусть это вас не смущает: Америка в мобильных технологиях — флагман, остальной мир подтянется.

Изображает он количество приложений, скачиваемых среднестатистическим обладателем смартфона в месяц. Поразительно, правда? Получается, что хоть ежемесячно из апп-сторов скачиваются сотни миллионов копий, двое из каждых трёх обывателей не принимают участия в этом мобильном пиршестве! Да и среди той трети граждан, которая хоть что-то качает, большинство ограничиваются одним-двумя, максимум тремя приложениями в месяц. Самое время задаться вопросом, почему публика в массе своей так холодна к новым мобильным приложениям, а заодно и попробовать понять, нельзя ли этим обстоятельством как-нибудь воспользоваться?

Очевидный (но, к счастью, не единственный) ответ заключается в отсутствии необходимости в большом количестве приложений. Потребности среднестатистического мобильного юзера покрываются буквально несколькими программами, причём статистика утверждает, что половина экранного времени приходится всего-то на один наиболее используемый апп: у кого-то это навигация, у кого-то соцсеть и т.п. Вот, кстати, список самых востребованных приложений среди совершеннолетних американцев. Обратите внимание, что в нём нет ни одной игрушки.

App-zero-3

Но, повторюсь, ответ этот не единственный. Другая возможная причина слабого интереса широкой публики к новым приложениям просматривается в пока ещё отсутствующем понимании смартфона как замены компьютеру. Поменяв простомобильник на смартфон, обыватель ещё какое-то время относится к новому устройству как к обычному телефону, не понимает, на что способна приставка «смарт». На то, чтобы сломать этот ментально-психологический барьер, потребуются годы. Зато когда он будет сломан, среднестатистический ноль приложений в месяц превратится в отличное от нуля число.

И это приводит к третьему вероятному ответу на поставленный вопрос: слабый интерес масс к мобильному софту обусловлен ещё и примитивными механизмами обнаружения новых приложений. О том, что пользовательские интерфейсы апп-сторов могли бы быть лучше, вы, конечно, слышали. Критикуют Google, критикуют Apple, критикуют Amazon, Samsung и прочих — и всех за одно и то же: пользователь, пришедший в магазин приложений, видит лишь самые популярные, либо самые крупнобюджетные продукты (у создателей которых хватило денег на рекламу), тогда как сотни и сотни тысяч разработок остаются «под водой». Поиск и каталоги примитивны, предварительная проверка новых программ роботами или живыми людьми мало что дают: порой, даже зная точное название приложения, невозможно отыскать его среди десятков клонов. Так что интерфейсам апп-сторов есть куда расти — и они, конечно, развиваться будут.

Но пока ещё — месяц, год, может быть несколько лет — диспропорция сохранится: среднестатистический обладатель смартфона продолжит бездействовать, его мобильный голод останется неудовлетворённым. Идея в том, чтобы воспользоваться этим обстоятельством раньше других. Как? Скажите сами. Прорубить информационные каналы к простым юзерам, реализовать нестандартные рекламные схемы, короче, правдами и неправдами достучаться до пользователей — пока этого не сделал кто-то другой.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях