Дроны над АЭС: уже не игрушки

Как генералы всегда готовятся к прошедшей войне, обыватель и популярные СМИ уверены, что «киберапокалипсис», если он однажды случится, выразится в знакомых нам формах. Воображаемая атака на критически важные объекты коммунального хозяйства, способная составить угрозу для жизни и даже повлечь за собой гибель людей, представляется публике разновидностью тех атак, которые когда-либо уже происходили.

Печальная правда, однако, в том, что, как и следующая война, действительно эффективный удар по гражданской инфраструктуре должен быть нанесён с использованием методов неизвестных широкой общественности. Только такой удар и будет эффективен! Он застанет нас врасплох, ибо мы не будем знать, как ему противостоять, чем защититься. Застынем с глупыми лицами и будем смотреть, как развиваются события помимо нашей воли. Точно так, как наблюдаем сейчас за странной историей с дронами над французскими АЭС…

Здесь и в самом деле всё случилось настолько быстро, что никто не успел не только ничего понять, но даже испугаться: из забавного инцидента выросла история до того сомнительная, непонятная, что её стесняются обсуждать пресса и телевидение, не замечают новостные агрегаторы. А началось с ерунды. В первых числах октября над одной из атомных станций, принадлежащих французскому энергогиганту Électricité de France (в подчинении два десятка АЭС и более полусотни реакторов), был замечен портативный летательный аппарат. Обыкновенная, судя по сообщениям, игрушка, подобная тем, которые можно приобрести нынче в интернет-магазинах. Станция будто бы была на ремонте, на людей дрон не кидался, потому, вероятно, случившееся и не предали огласке. Но полицию известили — и, как оказалось, не зря.

061114-1

В следующие три недели такие же аппараты, общим числом пятнадцать штук, были зафиксированы над другими атомными станциями страны. При этом летали они преимущественно либо глубокой ночью, либо ранним утром, не раз возвращались на уже «исследованное» место, фиксировались над несколькими АЭС одновременно. Впрочем, не только над АЭС: позже стало известно, что интересовались они и научными объектами, где ведутся исследования в области атомной энергетики. Короче говоря, стало ясно, что речь идёт не о шутке, а о спланированной акции, за которой стоит подготовленная группа людей. И в четверг, 30 октября, было сделано официальное заявление.

Нужно понимать, что у Франции особое отношение к «мирному атому». АЭС по сей день удовлетворяют львиную долю национальной потребности в электроэнергии — и, чтобы обеспечить благосклонное отношение публики, атомные станции здесь всегда старались представлять под «правильным» углом: вот коровы пасутся на лугу на фоне градирни, вот рыбаки удят рыбку в технологическом водоёме и т.д. и т.п. При этом все отлично понимают, с чем на самом деле имеют дело — и, к примеру, на километры вокруг АЭС законодательно установлена бесполётная зона, контролируют которую полиция и военно-воздушные силы.

Массовой авиации такой запрет не помеха, её самолёты летают выше. Энтузиасты СЛА (был, помнится, такой термин в Советском Союзе: сверхлёгкий летательный аппарат) в своём уме на рожон не полезут. Остаются разве что всякого рода активисты-гринписовцы, которые и в самом деле устроили пару лет назад акцию с демонстративным проникновением на территорию АЭС на параплане. Но от истории с дронами «Гринпис» открестилась.

061114-2

А дронам никто и ничто не указ. Даже если игрушечные мультикоптеры и подпадают под запрет, проконтролировать их всё равно никто не в силах. И даже дешёвые экземпляры не требуют постоянного радиоконтакта с владельцем и могут следовать самостоятельно по заранее заданному маршруту. При своих размерах они способны проникнуть на территорию АЭС незамеченными (едва ли радары способны разглядеть такого малыша в промзоне), спрятаться, словно птицы, вне досягаемости людей, вести наблюдение. Защитники природы нынче повсеместно используют автоматическую мобильную электронику для сбора данных — от фотографирования нефтяных разливов в США до контроля радиационного уровня в Японии. Но, повторюсь, здесь «зелёные» взяли самоотвод. Расследование ведётся, но результатов пока нет. Хотелось бы верить, что это только провокация. А что если терроризм?

Тут журналисты сразу начинают вспоминать, насколько серьёзно защищены реакторные залы от внешних катаклизмов, вроде землетрясений или падения самолёта (кстати, «Боинг 707», будто бы на таких кто-то ещё летает). Но неприятная правда не только в том, что французские АЭС укреплены недостаточно (кроме прочего, вызывают опасения незащищённые хранилища отработанного топлива), но и в том, что вопрос «Легко ли устроить аварию на АЭС?» неправильный.

Правильно спрашивать не о том, сможет ли игрушечный дрон протащить на территорию станции динамитную шашку, а о том, чем такой аппарат способен помочь в подготовке обыкновенного нападения группы вооружённых людей. Даже игрушечному дрону, например, по силам вывести из строя электрические и коммуникационные линии, собрать информацию, которая облегчит нападающим ориентирование. Момент подходящий: Франция участвует в авиаударах по ISIS/ИГИЛ, так что вполне может стать целью ответных действий.

061114-3

Что у французов поставлено хорошо, так это адекватная реакция на вскрывающиеся недостатки. Как только на АЭС обнаруживают какие-то дефекты (в том числе силами вездесущих «зелёных»), их латают — и на расходы при этом не скупятся. Так же и против дронов меры, якобы, уже приняты, хоть и не уточняется какие именно. Со слов неназванных чиновников, полиция теперь патрулирует окрестности атомных станций и имеет приказ стрелять в каждый летательный аппарат, показавшийся над АЭС. Понятно, что мера временная и далёкая от идеальной, но ведь и стандартных решений для подобных ситуаций пока не существует. Зато если удастся поймать организаторов акции, им светит тюремный срок, измеряющийся годами, и огромные штрафы.

Что ж, сегодня ночью кого-то поймали: в утренней французской прессе пишут про арест троих молодых людей, отиравшихся неподалёку от АЭС с дроном на руках. Но даже если это те, кого искали, и даже если они действовали из чистого озорства, в арсенале мечтающих о киберапокалипсисе теперь на один инструмент больше. Дроны над АЭС — как то ружьё на стене: раз показалось, когда-нибудь выстрелит.

P.S. В статье использованы иллюстрации Lamon, Thierry Ehrmann.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях