Перемаркировка

Недавно в местных новостях появилось сообщение: в доме жителя Воронежской области полиция обнаружила склад поддельного алкоголя, причем подделывали не абы что, а элитные сорта коньяка, виски, водки. Десять тысяч бутылок! Ясно, что не для личного потребления это богатство, а для продажи в магазинах нашей области.

Что примечательно, ни имени предприимчивого воронежца, ни наименования поддельной продукции, ни названия магазинов, продукцию продающих, указано не было.

Заинтересовавшись, я посмотрел схожие новости по нашей губернии. Как под копирку, варьировались только объемы – пять тонн алкоголя, десять, сорок… Сомневающиеся могут поискать сами, задав в поисковике «Воронеж», «область», «поддельный алкоголь». Впрочем, вместо Воронежа можно поставить любой город России.

Как правило, дальнейшее развитие проследить не удаётся, до репортажа из зала суда дело не доходит. И правильно. Всегда лучше досудебное соглашение. Примирение сторон, и никому в тюрьму идти не нужно.

Но, заходя в соответствующие отделы супермаркетов (а хоть и винные бутики), испытываешь невольное сомнение: не плоды ли досудебных решений украшают полки? Не назвав марку поддельного коньяка, заставляют подозревать все. Не назвав магазин – опять заставляют подозревать все. И потому идея с личным самогонным аппаратом имеет право на существование: не токмо корысти ради, а в интересах истины. Честный самогон пусть и будет честным самогоном. Прикидываться элитным коньяком, виски и водкой есть диверсия. Думаешь, это водка из спирта альфа, и позволяешь себе дозу «в пропорцию». А в итоге…

Не подумайте только, что я одной водкой и живу. Напротив, последние годы всё чаще приходится поднимать бокалы с томатным соком или с минеральной водой. Но прочитаешь на упаковке сока «ароматизатор, аналогичный натуральному» и «краситель, аналогичный натуральному» – и как-то начинаешь сомневаться. Да и с водой… Ещё в советское время специалисты били тревогу по поводу истощения традиционных источников «Ессентуки», «Нарзана» и прочих, сегодня же впечатление, что к водам пришло второе, третье и четвертое дыхание разом. Частная инициатива, понятно, способна творить чудеса, но чудо чуду рознь.

Значит, так: хочешь пить натуральный алкоголь – приобретай качественный аппарат. Нарзан пей в нарзанной галерее, оно и приятнее, и веселее: кисловодский парк сам по себе есть чудо России. Любишь натуральное молоко, сметану, масло и кефир – купи корову. Вегетарианцам – лопаты в руки и на огород. Сластёны пусть заводят пасеки. Все это хоть и хлопотно, но ничего невозможного для здорового человека в полном расцвете лет не представляет.

Иное с промышленностью. Поддельные «командирские» часы я как-то показывал. Аккумуляторы тоже печалят: одни позволяют фотоаппарату сделать полтысячи снимков, другие требуют отпуска после полусотни. А по внешнему виду и не отличишь. Тот же производитель, те же краски. И цена.

Или компьютеры. Двадцать лет назад, когда они, компьютеры, собирались зачастую в подвальных магазинчиках из комплектующих самых разных, вероятность приобрести «не то» была весьма значительна. Процессоры перемаркировывались, и «Pentium 133» с высокой долей вероятности мог оказаться разогнанной младшей моделью. Были постоянные проблемы с видеокартами, ОЗУ, да со всем. Если у кого-то сохранились старые номера «Компьютерры», почитайте. Не для того, чтобы ознакомиться с прошлым. Для подготовки к будущему. Praemonitus praemunitus.

Помидоры-то я выращивать умею, даже и удовольствие получаю: вот ничего не было, а вот помидорные грядки. Выйду на окончательную пенсию, уеду в деревню и займусь огородом, если, конечно, останусь к тому времени трудоспособным: медицина есть марафон длинной в жизнь и усилий требует марафонских же. Как в легенде: добежал и скончался. Хорошо ещё, если добежал.

Но никогда, ни при каких условиях я не смогу сделать «командирские» часы, не говоря уже о современных компьютерах. Не знаю, в каком состоянии сегодня бывшие советские часовые заводы, смогут ли они вернуться к «командирским» и прочим часам. Не исключаю, что станем жить по заводскому гудку, а то и просто по солнцу. Но современные компьютеры… или хотя бы десктопы на Intel Core 2 Quad Q9400, (и пусть вместо «Intel» будет стоять гордое «ФЭД») – всё-таки сомневаюсь. Во что-то вроде 486-33 поверю скорее, но стоить будет дорого.

Ничего, Китай нам поможет, говорят фантасты-оптимисты.

Но тут-то ерунда и пойдёт.

Меня всегда удивляют конкурсы на закупку оборудования для больниц – кто дешевле продаст томограф ли, сто тысяч шприцев или миллион перчаток, у того и покупать нужно. С чего бы это? Во время инъекции самые дешёвые шприцы половину лекарств пускают на воздух (а стоимость ампулы лекарства порой дороже тысячи шприцев), самые дешёвые перчатки рвутся ещё в процессе натягивания на руку, самые дешёвые таблетки в лучшем случае не вредят, и только.

Не удивлюсь, что половина катастроф авиации и космонавтики (и не только в России) происходят потому, что кто-то использует перемаркированные и разогнанные комплектующие. Другая половина – когда вместо комплектующих ставят макет, изготовленный в ближайшей мастерской. Или проволочку прикрутят: сгодится и проволочка.

Перемаркировка профтехучилищ в колледжи, а институтов в академии тоже даёт свою долю в катастрофах: по диплому человек инженер, а ковырни поглубже – таблицы умножения не знает, синус и косинус для него в лучшем случае клавиши на калькуляторе.

О министрах и выше умолчу. Во избежание.

Возвращаясь к нашим баранам: чем сложнее система, тем выше вероятность встретить в ней поддельную, бракованную или вовсе негодную деталь. Это касается как техники, так и общества. И в том и в другом случае если вовремя не заменить деталь, в результате видим катастрофу – падение ракеты или государства.

Быть может именно поэтому и распадаются империи, не прилетают инопланетяне. Сделать орбитальный корабль по современным технологиям сложно, лунный – очень сложно, марсианский – на грани возможности, а межзвездный – невозможно в принципе.

В нём процент поддельных комплектующих будет всегда выше критического. Оттого и не прилетают к нам звездолеты-диски из туманности Андромеды. Сломались на половине пути.

Выход есть: менять технологию. Если ламповые ЭВМ, насчитывающие тысячи комплектующих, не сколько работали, сколько настраивались, то современные нетбуки, где комплектующих раз – и обчёлся, ломаются преимущественно вследствие хрупкости (уронишь, сядешь, зальёшь самогоном), которая, как мне кажется, тоже не баг, а фича.

Так что будь я царём, то, помимо переселения диванных философов в деревню на разведение помидоров, я бы не заводы покупал у супостатов, и уж тем более не боевые галеры.

Я бы послал в лучшие университеты планеты сто тысяч школьников – пусть учатся за казённый счёт. Не разом, а тысяч по десяти в год. Скептики возразят: напрасные траты, умные не вернутся, а дураки нам не нужны.

Но если здесь их будет ждать интересная работа – создание межзвездных флотилий, сверхсветовой системы связи, Машины Времени, искусственного писателя уровня Стивена Кинга, или хотя бы массовое производство семейных ковров-самолетов (малый антигравитационный флот незаменим в условиях перегруженности городов), то умные-то как раз и вернутся.

Дело за работой.

Или выберем помидоры? Тоже неплохо.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях