Wild Dolphin Project: можно ли говорить с дельфинами?

…Набор оборудования получается необычным: помимо всего прочего водолазам придётся взять с собой запакованный в водонепроницаемый корпус компьютер, к которому подключены два гидрофона и светодиоды, размещённые в шлемах. А в руках им придётся носить Twiddler — гибрид клавиатуры и мыши для носимых компьютеров. И это всё для того, чтобы попытаться пообщаться с дикими дельфинами…

Так, стоп-стоп-стоп, о чём вообще речь? О новой разработке организации Wild Dolphin Project, которую возглавляет доктор биологии Дениз Герцинг, под названием Cetacean Hearing and Telemetry (CHAT). Цель проекта CHAT — попытаться наладить двустороннее общение с дельфинами. И, возможно, даже изучить их язык.

Доктор Дениз Герцинг

У дельфинов очень высокий уровень интеллекта. Последние исследования показывают, что они обладают самосознанием, у каждого своя личность, свой характер и что они способны даже «думать о будущем».

Основу их миропознания составляет звук — эхолокация, если точнее. Их мозг, который по размеру превосходит человеческий (и лишь немногим ему уступает, если сделать поправку на соотношение массы мозга и массы остальной части тела), чрезвычайно эффективно обрабатывает звуковые сигналы. В то время как области мозга, предназначенные для обработки визуальной информации, у дельфинов имеют в десять раз меньшие размеры, чем у человека, области, отвечающие за обработку звука, — в десять раз большие.

Дельфин способен издавать звуки на высоте до 200 кГц, что находится далеко за пределами восприятия человека. К тому же дельфин может испускать звук в любом направлении, не поворачивая головы. Благодаря отражённому звуку он получает весьма подробную «картину» окружающей действительности и, похоже, может передавать её целиком другим особям, так что те «увидят» то же, что «увидел» он.

В девяностые годы известный исследователь дельфинов и других китообразных Луиc Герман, к слову сказать, директор Института дельфинов на Гавайях, выяснил, что бутылконосые дельфины способны понимать и отслеживать более ста английских слов и при этом различать значение команд, составленных из одних и тех же слов, но расположенных в разном порядке (учитывая, что в английском падежи обозначаются предлогами, а словоформы остаются без изменений, перестановка одних и тех же слов местами — это полное изменение смысла предложения).

До сих пор, однако, попытки коммуникации с дельфинами — как и со многими другими представителями фауны — осуществлялись лишь одним способом: их учили понимать человеческую речь. Но о том, чтобы млекопитающие могли вести диалог с человеком, и речи быть не может.

Вышеупомянутая Дениз Герцинг со своими коллегами уже пробовала в конце девяностых наладить «двустороннее общение» с дельфинами, причём довольно хитрым образом: дельфинов приучали ассоциировать рудиментарные искусственные звуки с четырьмя большими изображениями на подводной «клавиатуре», указывая на которые, дельфины могли обращаться к человеку с запросами.

Ассоциировать как? Очень просто: ныряльщик сам воспроизводил такой искусственный звук, который должен был обозначать просьбу кинуть мяч, например, и указывал на нужное изображение; сверху ему кидали запрошенный мяч. Проще в общем-то некуда.

Новая затея доктора Герцинг значительно сложнее. Вместе с коллегами она планирует попытаться совместно с дельфинами создать язык, в котором будут использоваться природные звуки дельфинов, используемые ими для коммуникации.

Как? Объяснения загадочны. Водолазы будут воспроизводить под водой одно из восьми искусственных звуковых сочетаний — «слов», обозначающих водоросли, например, или что-то ещё. Затем специальная программа будет анализировать звуки, издаваемые дельфинами, чтобы выяснить, начали ли дельфины повторять эти же звуки между собой.

Как только выяснится, что эти «опорные слова» дельфинами усвоены, исследователи с помощью другой программы начнут исследовать весь спектр издаваемых дельфинами звуков с целью выявить особенности, которые могут быть «фундаментальными единицами» дельфиньего языка. Делать это планируется с помощью вполне конкретного программного обеспечения, называющегося Pattern Detector. Его автором является Тэд Старнер (Thad Starner), исследователь в области искусственного интеллекта, который работает в Технологическом институте штата Джорджия в Атланте. Написанная им и его прежним студентом программа позволяет выделять наиболее «интересные» особенности в любом массиве любых данных, и здесь она окажется весьма кстати.

Удастся ли выделить «фундаментальные единицы» — ещё вопрос. Позволит ли она действительно установить двусторонний контакт с дельфинами — вопрос ещё больший. Скептики говорят: «Представьте, что по Манхэттену начали расхаживать инопланетяне в скафандрах и зачитывать каждому встречному разрозненные строки из «Крёстного отца».

Тем не менее почему-то возникает острая потребность пожелать Герцинг и её коллегам удачи.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях