Интернет-магазины в России в период кризиса

Андрей Ермак, директор по маркетингу Nethouse, рассказал, как работают интернет-магазины в период кризиса, какие инструменты используют для развития и что в целом происходит с электронной коммерцией в России.

1

Несмотря на кризисные явления в экономике, в России продолжает развиваться электронная коммерция. Например, на платформе конструктора сайтов для бизнеса Nethouse сегодня работает более 500 тысяч сайтов, и примерно 40% из них — интернет-магазины различных тематик. От популярной доставки цветов до необычных волкошапок. Что интересно, около 60% из них представляют регионы — не Москву и Санкт-Петербург. Между владельцами сайтов можно найти нечто общее. Например, желание стартовать самостоятельно, быстро и с минимальными затратами, отсутствие обширных знаний в области программирования. Рассмотрим характерные примеры и узнаем, как и за счет чего живут и развиваются небольшие интернет-магазины сегодня.

Интернет-магазин волкошапок volkoshapka.ru

01

Василий Фефилов из Москвы начал заниматься бизнесом еще будучи школьником. «Первый маленький бизнес я сделал в 13 лет. Занимался перепродажей популярных тогда игрушек и сладостей». Серьёзный же бизнес он открыл в мае 2012 года, запустив интернет-магазин volkoshapka.ru вместе с партнером. «За лето мы подготовили и отшили новые модели, провели фотосессию и наполнили сайт. В сентябре запустилась реклама и пошли первые продажи». Сегодня у фирмы есть собственное производство, интернет-магазин, небольшой офис в центре Москвы и представители в регионах. Всего сотрудников пятеро. Оборот фирмы за 2014 год вырос на 30% по сравнению с предыдущим и составил 12 млн рублей. Цифры 1-го квартала 2015 года сопоставимы с аналогичным периодом прошлого года. На сайте подключен прием платежей: «В настоящее время примерно треть клиентов расплачивается банковской картой, 20% пользуются платежными системами типа Яндекс.Деньги, 50% предпочитают по старинке пользоваться наложенным платежом». Среди способов продвижения Василий отмечает контекстную рекламу, рекламу в социальных сетях (в группе ВКонтакте около 80 тысяч подписчиков) и вручение шапок известным людям, например, солисту группы Limp Bizkit Фреду Дерсту. «Рекламный бюджет летом минимальный, в пик сезона может достигать 100-150 тысяч рублей в месяц». Каталог товаров интернет-магазина выделяется собственными фотографиями волкошапок. Активно используются скидки и метки «новинка».

Интернет-магазин цветов и подарков blumenbum.ru

02

Юрий Мухин из Набережных Челнов начал заниматься бизнесом в 2008 году, открыв рекламное агентство. А в апреле 2012 года запустил интернет-магазин по доставке цветов и подарков blumenbum.ru. «Первая версия сайта была создана буквально за день. А уже через месяц пошли первые продажи». На сегодняшний день в фирме работает три человека. Особенностями своего интернет-магазина Юрий считает быструю доставку и качественный сервис: «Мы буквально вылизываем клиентов. И без перегибов в сторону лакейства и лести». Оборот бизнеса за 2014 год составил 1.1 млн рублей. «В первом квартале 2015 года мы видим рост на 25-35% ежемесячно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, несмотря на кризис и сезонный спад». Основными способами продвижения интернет-магазина являются контекстная реклама и социальные сети. «Яндекс.Директ — самый эффективный инструмент. С Google AdWords не работаем — слишком быстро и безрезультатно там улетают деньги». На сайте подключен прием платежей. Процент оплат банковскими картами, Яндекс.Деньгами и прочими онлайн-методами достигает 80%. Важным инструментом для увеличения продаж является онлайн-консультант. Есть интересная услуга «фотоотчет», благодаря которой заказчик может увидеть процесс вручения цветов получателю. В каталоге есть скидки, метки «новинка» и «товар месяца», а также к каждому товару рекомендуется добавить еще несколько других.

Интернет-магазин водно-моторной техники motor25.ru

03

Индивидуальный предприниматель Михаил Полищук запустил интернет-магазин motor25.ru осенью 2013 года. «Работа началась сразу — разместили товары и пошли заказы». Головной офис фирмы находится во Владивостоке, продажи водно-моторной техники осуществляются по всей России. «Мы предоставляем товары с Китая по оптовым ценам, не переплачиваем за склады, офисы, дорогой сайт». Хитом продаж фирмы стали моторы Hangkai, доступные по цене и отличные по качеству. Годовой оборот бизнеса за прошлый год составил 8 млн рублей. «Он уменьшился на 20 процентов в связи с ростом курса валют». Цифры за 1-й квартал 2015 года немного уступают аналогичному периоду прошлого года. В фирме работает шесть человек. До 20% клиентов оплачивают товары на сайте банковскими картами, Яндекс.Деньгами и другими онлайн-методами. Основные способы продвижения интернет-магазина: SEO и контекстная реклама. На сайте подключен онлайн-консультант, проводятся различные акции, в т.ч. по бесплатной доставке товаров. Есть скидки, метки «распродажа», «акция» и «товар месяца».

Интернет-магазин ножей для охоты и рыбалки нож-витязь.рф

04

Максим Прокопчук из Краснодара занимается бизнесом около четырех лет, а интернет-магазин нож-витязь.рф он запустил в октябре 2013 года. «Я тестировал большое количество ниш и остановился на продукции для охоты и рыбалки». Сайт был создан за несколько часов. «В Nethouse понравился интуитивно понятный интерфейс и в тоже время богатый функционал, отличная скорость серверов и постоянные обновления в соответствии с потребностями пользователей». Вскоре после запуска сайта фирма зарегистрировала свою торговую марку ТМ «Ножи Русский Витязь»: «Сегодня по нашим эскизам лучшие мастера Нижегородской области, Златоуста и Краснодарского края производят конкурентную продукцию. Под нашей торговой маркой». В фирме работает три человека. Оборот бизнеса за 2014 год составил 6.5 млн рублей. Это на 20-25% больше предыдущего года. «Ниша несколько подвержена фактору сезонности, и летом заказы падают на 10-15%. Зимой же, наоборот, количество заказов возрастает. В 1-м квартале 2015, даже несмотря на кризис, я вижу небольшой рост на 5-10%». На сайте подключен прием платежей. Основными способами продвижения являются SEO, контекстная реклама и социальные сети. «Если говорить о рекламном бюджете, то он в среднем составляет 15-20 тысяч рублей». В каталоге присутствуют подробные описания всех товаров, скидки, рекламные метки, рекомендованные товары. Важное внимание уделяется отзывам и комментариям клиентов. В декабре 2014 года Максим в тестовом режиме открыл интернет-магазин самогонных аппаратов samogon-vip.ru.

Интернет-магазин дубовых бочек для напитков и солений bochka-dubovaya.ru

05

Московская компания ООО «Ка-Эль» Кахримана Ахмедова, Михаила Патрина и Дениса Герасимова занимается производством и продажей дубовых бочек и сопутствующей продукции. Интернет-магазин bochka-dubovaya.ru стартовал в мае 2013 года. Создать его оказалось нетрудно: «Все происходит путем простого наполнения и выбора шаблона». Оборот бизнеса за 2014 год составил 2.5 млн в год, это на 30% больше показателей предыдущего года. В 1-м квартале 2015 бизнес растет на 5-10%. В фирме работает три человека. Основные способы продвижения: SEO, контекстная реклама, раздача листовок, социальные сети. На сайте подключен прием онлайн платежей. Владельцы компании не сомневаются, что сегодня создание интернет-магазина — это «самый простой способ выйти на рынок и начать продажи». Среди дополнительных инструментов для увеличения продаж можно отметить таймер обратного отсчета, показывающий время до окончания акции, раздачу промокодов на скидку за подписку на новости, конкурсы и розыгрыши. Интернет-магазин присутствует в Яндекс.Маркете и предлагает клиентам оставить там отзыв.

Интернет-магазин водоотталкивающих покрытий nanogs43.ru

06

Группа компаний «Элди» из Кирова существует с 2010 года и имеет уже четыре интернет-магазина на платформе Nethouse — отдельный сайт на разные группы товаров. «У нас эксклюзивные права на реализацию в регионе. И это обязывает производить рекламную продукцию и иметь полноценные сайты». Последним в начале марта 2015 года был создан интернет-магазин водоотталкивающих покрытий nanogs43.ru. «После создания первого сайта обороты нашей компании стали значительно расти. Недолго раздумывая, мы стали запускать следующие». Примерный оборот бизнеса в год оценивается в 600 тысяч рублей, рост за последний месяц составил 40%. В интернет-магазине работает четыре человека. Фирма планирует подключить прием платежей на сайте в ближайшее время. Для продвижения сайта используются SEO и социальные сети, а также реклама на ТВ. Интернет-магазин дарит скидку 5% всем подписчикам группы ВКонтакте.

Интернет-магазин автозапчастей и аксессуаров altoptics.ru

07

Антон Замятин из Санкт-Петербурга открыл бизнес и интернет-магазин altoptics.ru в ноябре 2013 года. «Я всегда увлекался автомобильной тематикой, работал в компании-официальном дилере по продаже автомобилей, потом сменил сферу деятельности на девелопмент, но не смог без автомобилей». Фирма занимается поставкой автомобильной штатной и альтернативной оптики, и начинает развивать сервис по ее установке и обслуживанию. «Каталог нашей продукции всегда расширяется и каждый день добавляются новые виды товаров. На данный момент на сайте более 6 тысяч позиций». В фирме работает два человека. Оборот за минувший год вырос на 100% и составил более 12 млн рублей. Вырос он и в 1-м квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но уже на 15-20%. Прием платежей на сайте подключен. Среди способов продвижения Антон отмечает SEO. «Мы не использует контекстную рекламу, а делаем упор на хорошую индексацию за счет качественных и грамотных текстов».

В заключение можно отметить, что даже в период кризиса в России интернет-магазины, представляющие малый бизнес, развиваются и, в большинстве своем, увеличивают оборот. Пусть и не так быстро как в первой половине 2014 года. При всем многообразии способов создания сайтов, конструкторы дают возможность запустить продажи максимально быстро и открыть новые рынки сбыта. Для привлечения клиентов интернет-магазины используют стандартные способы: SEO, контекстную рекламу, стараются работать и взаимодействовать с клиентами в социальных сетях. Что же касается инструментов для увеличения продаж, то тут в положительную сторону выделяются скидки, рекомендованные товары и услугу онлайн-консультант.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях