Pseudomonas putida — бактерия, способная жить на кофеине

Фраза «жить на кофеине» у труженников офисного фронта крайне популярна — по разным причинам; но вот выясняется, что в мире существуют живые организмы, которые в самом что ни на есть буквальном смысле «живут на кофеине». Недавно обнаруженная бактерия Pseudomonas putida CBB5 весьма активно им питается и вполне способна жить вообще за счёт одного только кофеина.

Pseudomonas putida – бактерия, способная жить на кофеине.

Сам по себе главный психоактивный компонент кофе имеет относительно простую формулу — C8H10N4O2. CBB5 научилась вырабатывает фермент, который разбивает кофеин на углекислый газ и аммиак.

Pseudomonas putida — вообще довольно любопытный, с исторической точки зрения, микроорганизм: достаточно сказать, что именно в связи с генной модификации этой бактерии в 1980 году состоялся громкий судебный процесс, по итогам которого было решено, что ГМО можно патентовать.

Pseudomonas putida, бактерия, отличающаяся крайне разнообразным метаболизмом, вплоть до того, что некоторые разновидности P. putida используются для преобразования, например, стирола в биоразлагаемые органические соединения и т.д.

Pseudomonas putida - бактерия, способная жить на кофеине (cnho.wordpress.com).

Разновидность P. putida CBB5 была обнаружена, как ни смешно, в клумбах кампуса Университета штата Айова, — «в очень богатой кофеином среде», как отметил сотрудник этого университета Райан Саммерс, открывший бактерию. Видимо, в эту клумбу активно сливали остатки кофе.

Что ещё интереснее: гены, которые предположительно отвечали за выработку кофеиндробящего фермента, изолировали и ради эксперимента вживили кишечной палочке (E. coli), которая, в свою очередь, моментально начала вырабатывать точно такой же фермент — N-деметилазу.

Саммерс и его соратники предполагают, что обнаружение такого фермента позволит разработать новые медикаменты против сердечной аритмии и астмы, а также средства для улучшения кровотока в организме.