Облачная азбука, или о пользе «непубличных» облаков

Облачные технологии возникли как развитие подходов к использованию внешних ИТ-ресурсов и средств виртуализации. Сегодня они стали одним из ключевых факторов развития современного бизнеса, помогая ему поддерживать высокий уровень готовности к изменениям. Терминология в этой сфере только начала формироваться, и неоднозначность трактовок мешает взаимопониманию. В этой статье мы постарались собрать наиболее распространённые понятия в том виде, как их используют сами поставщики облачных платформ и сервисов.

Облако (cloud) – сетевая модель предоставления услуг, включающая пакет программ и средства для работы с ними при помощи удалённого доступа. Это не просто внешний центр обработки данных (ЦОД), СУБД или приложения с доступом через интернет, а готовый сервис с высокой степенью автоматизации всех процессов. В нём происходит динамическое выделение требуемых ресурсов, поддерживается управление доступом и безопасностью, обеспечивается быстрое развертывание и предоставление новых элементов с возможностью управления ими как единым целым.

Физически данные клиентов находятся в распределённой инфраструктуре ЦОД. Крупные компании могут владеть несколькими дата-центрами и консолидировать их мощности. Доступ к ним предоставляется через веб-интерфейс, набор сервисов, API, фирменное или стороннее клиентское приложение.

По модели организации облака могут быть публичными, частными или гибридными. Выделяемые ранее для совместной работы нескольких компаний общественные облака (community clouds) в настоящее время фактически стали разновидностью частных облаков, создаваемых для конкретного сообщества.

Отличия частного облака от публичного и их объединение в гибридной модели (изображение: Gartner)
Отличия частного облака от публичного и их объединение в гибридной модели (изображение: Gartner)

Публичное облако (public cloud) – общедоступный облачный сервис, предоставляемый бесплатно (с рядом существенных ограничений) или по платной подписке (с лимитами согласно тарифному плану) для множества клиентов на виртуально разделяемой и однотипной для всех инфраструктуре.

Существует множество публичных облаков с возможностью бесплатного доступа, и постоянно появляются новые: Dropbox, Salesforce, Oracle Cloud, Google Apps, iCloud и другие. Объединяет их одно свойство: все данные клиентов хранятся в дата-центрах сторонней организации, что создаёт определённые риски. В первую очередь, это неподконтрольная клиентам защита от несанкционированного доступа, потенциальная угроза раскрытия коммерческой тайны и отсутствие гарантий постоянной доступности файлов. Поэтому для корпоративных нужд рекомендуется не использовать публичные облака в чистом виде, а сочетать их с частными.

Частное облако (private cloud) – это облачный сервис, организованный внутри предприятия на основе собственной ИТ-инфраструктуры. Если его создавать с нуля, потребуется больше капитальных затрат, чем при аренде готового публичного облака, однако все данные при этом остаются внутри предприятия. Доступ к ним извне настраивается соответственно задачам. Это может быть технология защищённого соединения. В настоящее время организации могут строить и строят частные облака на уже имеющейся аппаратной базе. Кроме того, они могут модернизировать инфраструктуру с помощью нового поколения более высокопроизводительныхпрограммно-аппаратных комлпексов.И эти модели будут активно развиваться в самое ближайшее время как мире, так и в России.

Современный подход основан на интеграции частного облака в минимально достаточной конфигурации и публичного облачного сервиса от проверенного поставщика. Такие гибридные решения становятся разумным компромиссом и обеспечивают дополнительные меры защиты. К примеру, в публичное облако перемещаются зашифрованные бэкапы и архивы, а на собственных серверах освобождаются ресурсы для операционных данных, критичных для текущих бизнес-задач.

Гибридное облако (hybrid cloud) – сочетание публичного и частного облака с прозрачными механизмами переноса данных и приложений. Такой подход позволяет соблюсти баланс между капитальными и операционными затратами, обеспечивая высокую надёжность. У опытного поставщика облачных решений программные средства контроля не позволят чувствительным данным оказаться вне защищённого сегмента сети. В то же время управление доступными мощностями динамически перераспределяет нагрузку между частным и публичным сегментом облака. Таким образом легко решается проблема обработки пиковых нагрузок на собственную ИТ-инфраструктуру предприятия.

Сегодня граница между частным и гибридным облаком постепенно стирается. Многие поставщики называют свои решения «private cloud», даже если часть данных и приложений физически находятся в разных ЦОД. Так происходит потому, что современные технологии допускают эксклюзивное выделение ресурсов конкретному клиенту и изоляцию доступа к ним на уровне железа (серверы, СХД, ЛВС) или виртуальных ресурсов (VM). При грамотной реализации уровень защиты получается такой же, как у частного облака, или даже выше – за счёт использования современных стандартов безопасности, максимальной степени автоматизации всех процессов и круглосуточной доступности высокооплачиваемых специалистов.

«По мере того как гибридное облако эволюционирует, превращаясь в базовую концептуальную модель для предприятий, возрастает роль платформы, которая, как ей и положено, обеспечивает предприятиям возможность беспрепятственно и безопасно переходить от частного облака к публичному облаку и обратно», – комментирует Джон Абель (John Abel), директор по технологиям Oracle Engineered Systems в регионе EMEA.

Аналитики компании IDG Connect считают, что к 2017 году 82% организаций исчерпают потенциал частных облаков и мигрируют на гибридные. Опрос трёхсот респондентов из числа руководителей крупных компаний показал, что такой путь в регионе EMEA уже выбрали 36% компаний. Предпочтение частным облакам ещё отдают 32% участников исследования, но при этом 60% из них сообщают о достижении предела технических возможностей и экономической целесообразности данного решения. В России самым значимым фактором перехода на гибридные облака оказалась стоимость оборудования. Её указали в опросе 58% респондентов, что выше чем в среднем по исследованию.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях