TERN — новый дрон для ВМФ США

Инновации
автор: Андрей Васильков  30 декабря 2015

На закрытой пресс-конференции в Лос-Анджелесе компания Northrop Grumman представила прототип нового беспилотника. Созданные по заказу Агентства передовых оборонных исследований они станут заменой для большинства средств воздушной разведки, применяемых военно-морским флотом США.

Дроны морского базирования разрабатывались несколько лет в рамках секретного проекта «Крачка» (TERN – Tactically Exploited Reconnaissance Node). Так называемые «узлы разведки тактического применения» на каждом этапе меняли очертания. Их итоговый дизайн и характеристики до сих пор не публиковались в открытых источниках. Сейчас Northrop Grumman занимается реализацией третьего (предпоследнего) этапа программы. Именно эта компания должна будет представить в следующем году рабочий прототип для ходовых испытаний.

Прототип БПЛА TERN (изображение: darpa.mil).

Прототип БПЛА TERN (изображение: darpa.mil).

Пока наверняка известна только форма нового беспилотника. Это снова будет «летающее крыло», но с возможностью вертикального взлёта и посадки. Она устранит необходимость в оснащении кораблей взлётными палубами и сделает использование морской авиации более эффективным. С появлением таких БПЛА свои летательные аппараты могут появиться у каждого корабля – независимо от его размеров и предназначения. Помимо камер для аэрофотосъёмки они смогут нести и другую полезную нагрузку, включая малые ракеты и системы целеуказания. Ожидается, что во многих сценариях TERN заменят вертолёты.

За последние пятнадцать лет дроны произвели настоящую революцию в американской тактике ведения внешних операций. Сначала их использовало ЦРУ – в основном на Ближнем Востоке для наблюдения за перемещениями техники и отдельными людьми. Затем на беспилотники стали устанавливать ракеты «воздух-земля», которыми уничтожали ключевые объекты инфраструктуры противника, а также лидеров «террористических организаций». Вскоре БПЛА появились в регулярных армейских частях и хорошо зарекомендовали себя на флоте. В последние годы число военных лётчиков в США стремительно падает. Их место занимают операторы беспилотников, которые всегда остаются в безопасности. В отличие от лётчика, оператора нельзя сбить, допросить и обменять на других пленных.

Концепт ЛА вертикального взлёта Lockheed XFV (фото: DARPA).

Концепт ЛА вертикального взлёта Lockheed XFV (фото: DARPA).

Новые беспилотники не случайно названы в честь крачек – птиц, преодолевающих при сезонной миграции рекордные расстояния. Основной акцент при разработке TERN как раз был сделан на достижение максимальной эффективной дальности и продолжительности полёта. По основным характеристикам TERN должен превосходить MQ-9 Reaper, обладая меньшими габаритами и массой, а также упрощённой системой запуска.

По поводу неё тоже нет официальных комментариев. Из отрывочных сообщений DARPA известно, что запуск БПЛА может выполняться с использованием катапульт или подъёмных приспособлений. Главное условие – дронам не должен требоваться разгон по палубе.

В контрактной заявке также указываются минимальные требования к массе полезной нагрузки (272 кг) и эффективном радиусе действия (1670 км). По данным портала Flight Global размах крыла TERN составит 914 см. Приводить его в движение будут разнонаправленные соосные винты. Подобная конструкция использовалась у экспериментального Lockheed XFV, испытанного в пятидесятых годах прошлого века.

Как обычно, за контракт от DARPA боролись несколько крупных фирм. Свои предложения выдвигала и AeroVironment – калифорнийская компания с большим опытом создания БПЛА. Однако до финального этапа дошла только разработка Northrop Grumman, создавшей ранее несколько десятков авианосцев и активно использовавшей конструкцию «летающее крыло». В последнем отчёте вице-президент Northrop Grumman Крис Эрнандес (Chris Hernandez) указывает, что испытания полномасштабного прототипа пройдут в Тихом океане на списанном военном корабле.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
DARPA ведет разработку саморазрушающихся дронов в рамках программы ICARUS.
DARPA ведет разработку саморазрушающихся дронов в рамках программы ICARUS.
Sony начинает выпуск собственных дронов
Sony начинает выпуск собственных дронов
Project Wing: Google на земле и в небе
Project Wing: Google на земле и в небе
  • AlexHa

    Нам всё это не нужно, мы всё это купим.
    Российские продавцы дронов протестуют против нового закона:
    «военные могут покупать на внутреннем рынке то, что раньше можно было приобрести за границей. Но сейчас этот сектор может схлопнуться из-за недальновидных действий регулятора.»
    http://izvestia.ru/news/600894

    • Петро

      И шапками их закидаем.

      • AlexHa

        Они там во всех этих ираках и югославиях плохо дерутся.

        • Ruchnoj Banan

          Вы кремлебот или просто злобный ватник?

          • AlexHa

            Какой ограниченный у вас кругозор. Я цитату привёл, реплику наркома Тимошенко на совещании начальноков штабов РККА в декабре 1940 года по поводу военных действий фашистов в Польше и Франции. «Когда плохо дерутся», так он откомментировал ситуацию с захватом фашистами Европы.

    • temp96

      (Простите за «капитанские» вопросы) первая строка — сарказм, а далее — согласие с критикой обсуждаемого законопроекта (сам я также с ней согласен) — я верно интерпретировал Ваше сообщение?

      • AlexHa

        Какие в РФ могут быть законопроекты? На внутреннем рынке военные могут покупать то, что раньше можно было покупать за границей — появились российские дилеры и отвёрточные сборщики. А фразу можно ведь истолковать и так, что сами начали что-то делать, правда? Если не задуматься, как это военный рынок может от этого схлопнутся, то именно так и истолкуешь.

        • temp96

          Бррр, я только ещё больше запутался :-)

          > Какие в РФ могут быть законопроекты?
          Разные. Например — обсуждаемый. Об ограничениях использования БПЛА.

          > На внутреннем рынке военные могут покупать то, что раньше можно было покупать за границей — появились российские дилеры и отвёрточные сборщики.
          С этим рынком не знаком, вполне допускаю, что и так.

          > А фразу можно ведь истолковать и так, что сами начали что-то делать, правда?
          Конечно.

          >Если не задуматься, как это военный рынок может от этого схлопнутся, то именно так и истолкуешь.
          Есть гипотетическая российская компания «местныеБПЛА», выпускающая в той или иной степени локализованный продукт, и продающая его отечественным военным. Вдруг она обнаруживает, что на каждый новый ОКР-аппарат нужно получать кучу бумаг. И на каждый продаваемый серийный тоже. Это для компании — дополнительные время и деньги. И вот при очередном контракте генералы видят возросшие в 3 раза цены и начинают думать — может, лучше сделать больше танков и БТР, минимизировав роль дронов?

          Что тут не так?

          • AlexHa

            Проблемы у компании-поставщика дронов в ВС РФ при принятии закона могут возникнуть только в одном случае — если они закупают за рубежом уже полностью готовые дроны и потом пекрепродают в ВС РФ под видом «отечественного продукта». Обязанность регистрации дрона ведь возлагается на покупателя, а не на продавца. Производители автомашин ведь не регистрируют их в ГИБДД, правда? Так что, если дроны везут из забугра, покупатель в РФ должен будет их или регистрировать на себя, или как-то обходить эту процедуру, «заполняя кучу бумаг». Если же дрон производится в РФ, у производителя проблем от нового закона не должно быть никаких. Особенно, при поставках в силовые структуры, где уже есть своя система регистрации техники.
            Ну а про законы в РФ, это известный юмор про компенсацию их жесткости их необязательностью. В военной продукции в РФ импорт применять запрещено, уже давно, и с каждым годом требования контроля всё ужесточают и ужесточают. Это театр абсурда — в некоторых изделиях только корпус отечественный, а по бумагам, которых тысяча, импорта в них нет.

          • temp96

            > Проблемы у компании-поставщика дронов в ВС РФ при принятии закона могут возникнуть только в одном случае

            Если верить сказанному в статье:

            «Очевидно, что ни один уполномоченный государственный орган не готов выполнить или проконтролировать выполнение данных норм, — пишут производители БПЛА. — Отсутствуют необходимые полномочия госорганов, не сформированы процедуры, отсутствуют сертификационные требования, инструменты и инфраструктура для проведения регистрации и сертификации огромного числа беспилотных воздушных судов малой массы на территории Российской Федерации» —
            то проблемы грозят абсолютно всем, вне зависимости от формальной и фактической страны-изготовителя.
            То есть, например, вот нельзя взлетать без какой-то бумаги, а инстанция, в которой её получать, говорит «а у нас ещё нет инструкции / стандарта» — и разводит руками. Или — назначает какие-то неимоверные по длительности и сложности процедуры регистрации.

            > Если же дрон производится в РФ, у производителя проблем от нового закона не должно быть никаких.
            Примерно как было с ЕГАИС — когда (у меня сложилось такое впечатление по сообщениям в прессе) вполне честные и законопослушные производители и продавцы алкоголя долгое время испытывали трудности в работе — потому что не работала БД, глючил софт, не были написаны инструкции и т. д.

            > Особенно, при поставках в силовые структуры, где уже есть своя система регистрации техники.
            Что военным будет регистрировать проще, чем гражданским — охотно верю.

            > Ну а про законы в РФ, это известный юмор про компенсацию их жесткости их необязательностью
            Это отдаёт каким-то Инь-Ян’ом либо Уроборосом. Т. е. не был бы тот или иной закон жестоким — его посильно было бы сделать обязательным без серьёзного противодействия. И наоборот, от уверенности, что закон всё равно будет смягчён и местами проигнорирован на практике — тянет принимать что-то почти драконовское…

            Про ситуацию с военной техникой — в целом соглашусь.

            P. S. Ваш довольно необычный и специфический взгляд на темы колонок не в первый раз интересно услышать и обсудить.

          • AlexHa

            Производители военных на поверку оказываются перепродавцами импортных гражданских — вот это я хотел сказать. Здесь же комментируется статья о военных беспилотниках — или я что-то не понимаю? Производителю военного беспилотника можно не опасаться этого закона, военная техника при внутреннем производстве вся регистрируется и сертифицируется уже сейчас. Производителей гражданских дронов в РФ фактически нет, они конкуренции с импортными не выдерживают. Введение ЕГАИС было призвано прищемить торговцев нелегальным алкоголем, и вся шумиха в прессе, фактически, шантаж, была инспирирована именно прищемляемыми, а не «производителями легального алкоголя». Здесь ситуация аналогичная — нарушители закона подняли вой. Реально от принятия закона в РФ пострадают только импортёры-перепродавцы.
            Вы, я вижу, в любом юморе способны найти уроборосы.

  • Ктулху

    Одни игрушки выбрасывают http://www.military.com/daily-news/2015/12/22/marine-corps-shelves-futuristic-robo-mule-due-to-noise-concerns.html , другие приобретают. Жизнь идёт.

    • AlexHa

      Мы их победим, этих несерьёзных клоунов.

  • kue

    С неубирающимися колесами похож чем-то на «лапотника» — тут.. Интересно, при пикировании тоже будет сирену включать?

    • Петро

      Как Вы думаете, чем обусловлена способность Ю-87 к бомбометанию с крутого пикирования?
      Кто в 2 раза превысил количество боевых вылетов Ганса Руделя на Ю-87 и на каком самолете?
      К теме статьи имеет прямое отношение, как и замеченное Вами сходство.

      • kue

        Я не специалист, — просто вспомнил. По самолетам у нас Jno любил выступать, но его тут даже больше укатало и он спрыгнул..

        • Петро

          Спасибо, написал, чтобы получить ответы по теме статьи.
          Ю-87 имел автомат для вывода из пикирования и сброса бомб, даже при ошибке пилота.
          То есть, систему управления, опережающую свое время.
          Сирена выла пропорционально скорости полета, что очень важно для безопасности, остальное — побочно
          Ганса Руделя сбивали 30 раз, и спасали. Последнее ранение ему парализовало ногу С него в СССР написали «Повесть о настоящем человеке».
          А Ли Луэ, хмонг из народности мяо, северный Вьетнам, летал на Т26, американском легком учебном штурмовике. Сбили 1 раз.

          • kue

            Анне Каренине отрезало голову на рельсах всего один раз, но ее тоже спасли. С нее в постСССР написали повесть «Голова проффесора Доуэля-2»

          • Влад

            Ничего опережающего время. Американцы ставили автомат вывода даже на истребитель тандерболт.

  • Петро

    При современном уровне систем управления схема XFV вполне работоспособно. 60 лет назад только очень опытный летчик мог переходить в горизонтальный полет после вертикального взлета, и скорость маловата.

  • Петро

    С новым годом!

  • net—k

    Новое вино в старые меха. Идея старая, осталось узнать как будет регулироваться шаг винта,— с автоматом перекоса или нет, и что они будут делать с неравномерной загрузкой боеприпасов, это если на одном крыле боеприпасы остались, а на другом нет. Перекачкой остатков топлива? Ну и на последок при вертикальной посадке очень высокая парусность этого пепелаца, как они его ловить будут при резком порыве ветра? А впрочем, если они эту саранчу для компьютерных игр раскручивают, как в свое время вертолет Comanche,— тады ой, пусть балуются ребята.

    • Влад

      поищите испытание системы управления суперхорнета, когда модельке одну половинку крыла оторвало нахрен, а она адаптировалась и полетела дальше. а вот белковая прокладка внутри F-15 в ливии с задачей не справилась в куда более легком случае

      • net—k

        Не путайте установившийся полет и режим висения в условиях хаотичного воздействия внешней среды. Там будут и автоколебания и снос с точки приземления и разворот вокруг оси. Задачка для системы управления еще та. Сама конструкция может оказаться ущербной. Не забываем: высокая парусность при малом весе как у флюгера. Тот кто сможет ТАКОЕ обуздать будет гений

        • Влад

          там был не установившийся полет, а самолету взрывом оторвало половину крыла. система управления справилась.

          Неравномерная загрузка боеприпасов в какой-то степени вообще сейчас норма

          • net—k

            Объясняю ситуацию.
            На самолет во время полета действуют силы разного типа и направления, но время их изменения достаточно велико и прогнозируемо. После того как у него оторвало полкрыла, начали действовать новые силы, однако их действие так же стабильно и прогнозируемо с чем успешно и справилась система управления через какое то время, пока полет был неуправляем.
            Горизонтальный полет пепелаца, уверен, сделают достаточно устойчивым даже с оторванной половиной крыла, потому как при его приличной горизонтальной скорости, воздействие от непредсказуемых возмущений атмосферы парируются, их скорость и ускорение малы относительно скорости аппарата.
            Изменения действия внешней среды в режиме висения так же не прогнозируемо. Однако влияние даже малых возмущений становится ощутимым из-за многократно возросшей относительной величины. Проще говоря: скорость аппарата —ноль, скорость ветра, например, 5 м/с, его сила и направление меняются. Аппарат в режиме висения имеет конфигурацию флюгера с минимальной массой. А теперь попробуйте это посадить на палубу ограниченных размеров.

    • то что вы засыпали нас кучей технических терминов не отменяет того факта, что эволюционные изменения в старой конструкции постепенно не приводят к качественным изменениям всей концепции. в отличие от «на-печи-лежательского» скептицизма «специалистов» из российского опк.

      • net—k

        Просто я подозреваю американских инженеров в отсутствии фантазии и банальном пиаре, а может и желании создания темы для нового распила. Действительно прорывная конструкция рождается очень долго и в муках. Причем в основе своей она всё равно содержит то, что способно работать без сложных алгоритмов регулирования. Они нужны обычно потом, для переходных режимов. эта же конструкция плохо учитывает основной режим для которого была создана—режим висения при сильном боковом ветре.

  • Александр400

    Нам этого не надо. У нас есть герои-патриоты. Хозяин сказал на фоне кремля.

  • Любопытная конструкция

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2016
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"