От пленочных проекторов к новым лазерным технологиям

Мнения
29 марта 2016

В конце лета 2016 года в Москве в торгово-развлекательном центре «Океания» на Кутузовском проспекте открывается большой кинотеатр IMAX® сети «Формула кино», в котором впервые в России используется новая технология лазерного проецирования IMAX. В преддверии этого события мы встретились со старшим вице-президентом IMAX® по развитию бизнеса в России, СНГ, Индии и странах Ближнего Востока Джоном Шрайнером и расспросили его о современных технологиях IMAX®, о кинотеатрах будущего и о многом другом.

Глава российского представительства компании IMAX - Джон Шрайнер (фото: Компьютерра)

Глава российского представительства компании IMAX — Джон Шрайнер (фото: Компьютерра)

— Первый вопрос общего характера: какие черты отличают кинотеатры IMAX?

— Когда мы говорим о разнице между обычными кинотеатрами и IMAX, мы обычно называем около десяти отличий. Начнём с контента: у нас он значительно более высокого качества. Те же самые фильмы, что идут в любых кинотеатрах, у нас улучшены цифровым способом: каждый кадр прогоняется через специальное оборудование, повышается его яркость, чёткость. Такая версия фильма сделана не на студии, а именно нашими специалистами по технологии цифрового ремастеринга DMR. Плюс мы улучшаем качество звуковых дорожек для воспроизведения на мощнейших в мире — это доказано — аудиосистемах наших кинотеатров.

Дальше — это запатентованная геометрия зала, по которой проектируются все наши кинотеатры. Благодаря ей зритель максимально вовлекается в происходящее на экране. Сам же экран оснащен специальным покрытием, имеет особую изогнутую форму и расположен ближе к зрителям.

В проекционной установлены два проектора со встроенной маленькой камерой, направленной в зал. Она постоянно считывает с экрана информацию о том, всё ли в порядке и не нужно ли внести какие-то коррективы. Таким образом, мы настолько озабочены качеством, что ежедневно делаем калибровку всей системы, всего зала.

Наконец, все наши проекторы снабжены системой управления, которая через интернет подключена к нашему головному офису в Канаде. Все залы IMAX® по всему миру входят в единую систему, позволяющую централизованно устранять проблемы в любом из них.

— А если что-то случится с самой централизованной системой?

— Это часть техподдержки, которую мы оказываем партнёрам по всему миру. Система защищена брандмауэром и прочими средствами, поскольку это вопрос не только качества, но и безопасности.

— Хотелось бы подробнее узнать о технологии цифрового ремастеринга DMR.

— Сейчас мы используем систему IMAX® DMR второго поколения. Первое появилось в 2003 году, нынешнее — примерно в 2010. Совсем скоро будет введено в эксплуатацию третье поколение. Суть системы цифрового ремастеринга сводится к тому, что фильм покадрово прогоняется через «сканер» очень высокого разрешения, после чего устраняются дефекты, которые есть на любой плёнке – например, зернистость или недостаточная яркость. Конечная цель — устранить все огрехи изображения и сделать его максимально чётким и ярким.

— Что имеется в виду под «сканером»?

— Раньше студии присылали финальные копии на плёнке, и каждый кадр оцифровывался на плёночном сканере с высоким разрешением, что занимало очень много времени. Сегодня многие фильмы поступают к нам уже в цифровом формате и затем пересылаются из нашего офиса в Лос-Анжелесе в канадскую студию цифрового рендеринга. Процесс во многом похож на аналоговый: мы до сих пор работаем над каждым кадром — делаем их более чёткими, настраиваем яркость, цветопередачу. Принципы работы с аналоговыми и цифровыми копиями аналогичны.

— Процесс обработки происходит только в Канаде?

— Да. У нас несколько ключевых офисов по всему миру, один из которых в Канаде. Офис в Нью-Йорке предназначен для работы с Нью-Йоркской фондовой биржей, офис в Лос-Анджелесе занимается контактами с Голливудом. В свою очередь, все специалисты по цифровому ремастерингу работают в Канаде. Исторически сложилось так, что мы получаем фильмы в Лос-Анджелесе, а обрабатываем их в Канаде.

— Не планируется ли в будущем расширение сети офисов обработки контента, ведь логично предположить, что, например, если среди российских киностудий будет популярен формат IMAX®, то делать цифровой ремастеринг в российском офисе получится быстрее? Или, к примеру, в любой другой стране?

— Проблема с открытием других офисов заключается в том, что для Голливуда и других производителей фильмов главное — безопасность. Студии довольны тем уровнем безопасности, который есть у нас, но если мы им скажем, что будем отправлять фильмы в наш офис в Индии, то определённо возникнет некоторая нервозность.

— «Сталинград» Фёдора Бондарчука, вышедший на экраны в 2013 году, стал первым российским фильмом в формате IMAX, но при этом для съёмки не использовались кинокамеры IMAX®. Может быть, тогда для полноценного эффекта IMAX® достаточно фирменной технологии цифрового ремастеринга DMR?

— Это очень сложный вопрос. Начнём со «Сталинграда». Фёдор Бондарчук сразу снял свой фильм полностью в 3D, что верите или нет, всё реже случается в Голливуде. Как следствие, результат получился фантастическим. Когда цифровые файлы были переданы в IMAX, мы обработали их с помощью наших технологий, и получили впечатляющий результат.

Что касается IMAX-камер, то это разработанные нами плёночные и недавно анонсированные цифровые кинокамеры. Они очень дороги в использовании, но способны записать значительно больше информации, чем обычные — это касается как плёночного, так и цифрового варианта. Суть в глубине, в количестве информации. Например, одна и та же песня, записанная с битрейтом 128 кбит/с или 256 кбит/с, звучит по-разному. Та же история и с камерами: когда вы используете больше информации, картинка выглядит иначе.

Другая особенность использования IMAX-камер состоит в художественном эффекте, которые они создают. К примеру, когда Кристофер Нолан снимал «Интерстеллар» и «Тёмный рыцарь: возрождение легенды», он поставил отдельные сцены с увеличенным форматом кадра, создающие для зрителя максимальный эффект погружения. Если вы пойдёте в обычный кинотеатр, то в большинстве случаев будете издалека смотреть на обычный широкий экран с чёрными полями, а в случае с IMAX картинка полностью «разворачивается» вокруг вас.

Фёдор Бондарчук снял фильм "Сталинград" полностью в 3D

Фёдор Бондарчук снял фильм «Сталинград» полностью в 3D

— Можно ли сказать, что применение технологии DMR не позволяет в полной мере добиться того же эффекта, как при съёмке камерой IMAX?

— Эффект почти настолько же хорош, но использование IMAX-камер всегда даёт наилучший результат. Если вы смотрели «Звездные войны» в залах IMAX, то в этом фильме камеры IMAX использовались в начальных сценах, где герои летят над пустыней, и там особенно заметно, как расширяется картинка.

— А есть ли фильмы, полностью снятые на камеры IMAX?

— Пока нет, но скоро должен выйти фильм «Мстители: Война бесконечности», полностью снятый на новые цифровые IMAX-камеры, которые были разработаны совместно с немецкой компанией ARRI.

— Следующий мой вопрос всё-таки о плёнке. Не секрет, что с развитием цифровых технологий многие стали отказываться от плёнки. Поясните, пожалуйста, имеет ли плёнка IMAX преимущества перед цифрой или всё это в прошлом?

— Думаю, что плёнка в целом уходит в прошлое — просто потому, что в цифровой среде работать намного проще. Но она всё ещё используется. У нас есть подразделение, занимающееся конструированием кинокамер, и плёночные камеры всё ещё востребованы продюсерами и режиссёрами. Так, они использовались в «Звёздных войнах», «Бэтмене против Супермена», «Интерстелларе». Но, повторю, плёночные камеры обходятся очень дорого и отнимают массу времени. Они великолепны с художественной точки зрения, но перед студиями все чаще встаёт вопрос: использовать ли плёночные камеры, работа с которыми стоит дорого и занимает больше времени, либо взять на вооружение «цифру», с которая дешевле и быстрее. Отмечу, что такие именитые режиссёры, как Джей Джей Абрамс, Зак Снайдер и Кристофер Нолан, всё же предпочитают плёночные камеры.

Я считаю, что с точки зрения качества плёнка IMAX® сегодня всё ещё остаётся своего рода «золотым стандартом», это неотъемлемая часть индустрии. Наша новая лазерная технология проецирования при этом обеспечивает такой же уровень контрастности, как и плёночные проекторы IMAX.

Катушка для пленки стандарта IMAX (фото: Компьютерра)

Катушка для пленки стандарта IMAX (фото: Компьютерра)

— Что даёт использование широкой 70-мм плёнки IMAX обычному зрителю, кроме высочайшей детальности?

— Плёнка IMAX непохожа на обычную 35-мм киноплёнку: у неё большие квадратные кадры, что позволяет запечатлеть больше информации, ведь на неё попадает больше света. При демонстрации в кинотеатре вы тоже получаете больше информации, больше яркости, больше чёткости, правильную перспективу. Кадр плёнки IMAX в десять раз больше кадра 35-мм плёнки. Важно отметить, что большинство плёночных кинотеатров IMAX по всему миру, особенно крупных, планомерно переводятся на нашу новую лазерную технологию, а небольшие залы переходят на «цифру».

— Как происходит такой переход? Некоторые фильмы существуют только на плёнке — разве лазерный проектор тоже способен воспроизводить плёнку?

— Конечно, нет. Любые старые фильмы на плёнке можно сконвертировать в файлы для лазерной технологии. Любопытно, что плёнка сама по себе — великолепный носитель. Парадокс: цифровые файлы могут со временем портиться, а киноплёнка в правильных условиях сохраняется намного дольше.

— Большие экраны кинотеатров IMAX предполагают увеличенную световую отдачу. За счёт чего она достигается?

— Во-первых, мы всегда используем два проектора, вне зависимости от размера экрана. Система управления, устанавливаемая в один из проекторов, определяет, сколько нужно света, чтобы спроецировать изображение нужного качества. В комбинации с этим покрытие экрана специальной серебряной краской — одной из самых передовых в индустрии — обеспечивает необходимую световую отдачу.

В кинотеатрах IMAX всегда используется два проектора (фото: Компьютерра)

В кинотеатрах IMAX всегда используется два проектора (фото: Компьютерра)

— Хотелось бы подробнее поговорить про звук. Мы знаем про расширенный частотный диапазон, каковы другие особенности аудиосистем кинотеатров IMAX. Что представляет собой запатентованная 6-канальная звуковая система Proportional Point Source?

— Поскольку мы сами проектируем все кинотеатры IMAX и знаем геометрию всех наших залов, мы имеем возможность микшировать звуковые файлы, получаемые из студий, учитывая особенности IMAX-кинотеатров. У нас нет звуковых колонок на боковых стенах — только по задним углам и за экраном. При установке оборудования мы выравниваем расположение его компонентов при помощи лазера.

— Каким образом?

— В процессе настройки специалист встаёт с пультом посередине зала, надевает наушники и регулирует направление и громкость всех колонок так, чтобы в любой точке зала система звучала безупречно. Во всех акустических системах — в задних и в тех, что за экраном — есть микрофоны и системы слежения, позволяющие оперативно узнать обо всех сбоях и проблемах.

— Отличается ли оформление зала, расстановка аудиосистем и какие-то другие параметры в плёночных и цифровых кинотеатрах IMAX или это не имеет значения?

— Нет, ничем не отличается.

— Может ли обычный цифровой кинотеатр быть переоборудован под IMAX® Digital и что для этого нужно?

— В Москве множество кинозалов, включая IMAX® Sapphire в Афимоле, были построены специально для IMAX. Один из примеров переоборудования обычного кинотеатра под IMAX — это «Каро 11 Октябрь» на Новом Арбате. В нём уже присутствовало множество элементов, пригодных для использования в IMAX. Например, уже имелась крутая гребёнка, но при этом экран находился слишком далеко от зрителей, и в зале отсутствовала акустическая система IMAX. Мы просто установили экран, акустическую систему, проекторы IMAX — это помещение оказалось довольно простым в работе.

— Были ли случаи, когда обычные залы просто приобретали из третьих рук проекторы IMAX и крутили фильмы, но зрители при этом не ощущали того уровня погружения, который обеспечивает IMAX?

— Я не помню таких, но уверен, что они были.

— Сколько в среднем стоит переоборудовать обычный зал под стандарты IMAX®?

— Если не считать стоимости оборудования IMAX®, цена сильно зависит от соглашения с кинопрокатчиком. Когда мы обсуждаем с клиентом переоборудование зала, то, как правило, отказываемся от вариантов, требующих радикальных доработок. Например, когда нужно не просто поднимать уровень потолка, но и всю крышу. Сложно сказать точно, сколько это может стоить, но мы работаем над тем, чтобы цена проекта не была заоблачной.

— Говоря о геометрии залов, существуют ли какие-то обязательные стандартные параметры — например, ширина и высота экрана, расстояние до первого или последнего ряда?

— Безусловно. Главный параметр — это ширина. Мне не очень нравится работать с проектами, где ширина экрана меньше двадцати метров. Второй параметр — достаточная высота, чтобы экран был пропорционален. Если зал удовлетворяет этим двум параметрам, то со всеми остальными можно работать.

— Значит, самый маленький кинозал IMAX должен иметь экран шириной 20 метров?

— Сейчас мы находимся, наверное, в одном из самых маленьких залов IMAX — IMAX Sapphire в ТРЦ Афимолл: размеры экрана здесь составляют примерно 16 х 9 метров, и это мой любимый проект. В нём 78 мест, чего нет нигде в мире, при этом полностью соблюдены все требования геометрии.

IMAX Sapphire в ТРЦ Афимолл

IMAX Sapphire в ТРЦ Афимолл

— Нет ли прямой связи: больше экран — лучше картинка? Или это неважно?

— Всё зависит от геометрии зала. Что мне нравится в этом зале — это камерность, он даёт очень сильные впечатления от просмотра фильмов. В прошлом году я смотрел здесь «Безумного Макса» и чуть не заработал сердечный приступ. Чтобы посмотреть «Звездные войны» на действительно большом экране, я отправился в Лондон, и я не берусь сказать, что лучше.

— А где находится самый большой в мире кинозал IMAX®?

— В Сиднее, Австралия. Ширина экрана около 35 метров, высота — 20 метров. В ближайшее время мы открываем большой кинотеатр IMAX в Москве на Кутузовском проспекте, и там ширина экрана составит 27 метров. В этом зале впервые в России будет установлена наша лазерная система проецирования.

— Расскажите подробнее о лазерной системе IMAX® — что это за система, чем она отличается от прочих?

— В целом, лазерная технология позволяет получить больше света на экране, а значит, и картинку большего размера. Кроме того, лазерная система проецирования позволяет демонстрировать больше цветовых оттенков и обеспечивает большую контрастность.

В среднем, обычная цифровая система проецирования обеспечивает контрастность 1000:1, цифровая система IMAX® — около 2500:1, а лазерная система — свыше 10000:1. Разница бросается в глаза.

Что касается контента, то для лазерной системы проецирования необходимо готовить специальные цифровые файлы с расширенной цветовой палитрой, повышенной яркостью — здесь на этапе постпрошакшн решается намного больше задач, чем в случае с файлами для обычных цифровых проекционных систем.

— Это уникальная технология IMAX или её аналоги существуют и у других компаний?

— Не только IMAX производит лазерные проекторы. Принципиальное отличие в том, что в проекторах других производителей используется традиционная цифровая технология, а лазер применяется исключительно в качестве источника света. Мы же полностью переработали конструкцию проектора, максимально задействовав все преимущества лазеров.

— В заключение вопрос о том, каким вы видите кинотеатр будущего через пять-десять лет: какие новые технологии там появятся, а какие, напротив, уйдут в прошлое? Возможно, 3D останется в прошлом?

— Полагаю, что 3D всё-таки не уйдёт. Примерно через 10 лет, не раньше, большинство проекционных систем будет использовать те или иные типы лазерных технологий. Кинозалы станут более комфортными — в них появятся более удобные кресла, приятная атмосфера.

Появятся также кинотеатры с несколькими залами для разных групп населения. Например, я бывал в кинотеатре, предназначенном специально для детей. Там залы оборудованы игровыми комнатами, горками. В целом, кинотеатры будут приближаться по комфорту к домашней обстановке.

— И, наконец, позвольте личный вопрос. Какой ваш любимый фильм в формате IMAX?

— Большинство фильмов Кристофера Нолана. Нолан — большой поклонник IMAX, он как никто понимает эту технологию. Мне нравится «Интерстеллар», «Темный рыцарь». Люблю также «Гравитацию», «Полярный экспресс», потрясающий 45-минутный документальный фильм «Космическая станция», снятый 3D-камерами в открытом космосе. Получается, что преимущественно мне нравится либо Кристофер Нолан, либо фильмы про космос (смеётся).

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
О техподдержке Google или робот с человеческой душой
О техподдержке Google или робот с человеческой душой
Спасет ли административный штраф от домашней вакуумной бомбы?
Спасет ли административный штраф от домашней вакуумной бомбы?
Головная боль по имени «Хэллоуин» в свете учения Михаила Михайловича Бахтина
Головная боль по имени «Хэллоуин» в свете учения Михаила Михайловича Бахтина
  • VIP_DC

    Нужно больше метров ……

    Любителям больших форматов, советую сходить в Третьяковскую галерея

  • kue

    «На Кутузовском: Бэтмен против Супермена»

    Что-то такое пелевинско-иррациональное в этом есть..

    • Саша Про

      Хоть не «Кутузов против Супермэна», хм-хм. На Бэтменском.

      • kue

        «Встретились как-то Иван-царевич и Бэтмен. Встретились и поженились. А что, Иван неприхотливый — ему что лягушка, что мышь летучая..»

        • Саша Про

          Ой, …!

    • Абдулла Израилевич фон Шталь

      На Кутузовском надо крутить «Ржевский против Наполеона». В порядке импортозамещения.

      • kue

        Из толерантности должно быть так: «Половые предпочтения поручика Ржевского»

  • Саша Про

    Технологии потрясающие — смотреть нечего.
    Еще в «Матрице» был неприятно удивлён «довеском» «рукомашества-дрыгоножества», да и пули замедленные задрали, а «17 мгновений» можно и без Аймакса посмотреть.
    «Поделись бутылкою своей…»

    • Абдулла Израилевич фон Шталь

      А это братья Вачовские ЦА расширяли. За счёт тех, кому пофиг на философские заморочки. Иначе артхаус получился бы. Потраченное бабло надо максимально отбить. Шоу-бизнес, бллин!

      >»17 мгновений» можно и без Аймакса
      И в натуральном ч/б виде!

      • Саша Про

        Тут коллега бывший вернул нетбук 10″; выяснил, что киношки 5+-летней давности, оставшиеся там, вполне смотрибельны (на нём же), а от новых, им загруженных, как-то подташнивает — ну, то ли я уже совершенный старый дурак, то ли киноискусство марширует лесом.
        Впрочем, что жаловаться — в очередь, к В.П., за истолкованием сущности «постмодерна», и «пусть мостовая запылает у нас под ногами»!
        Вот ещё новости, не без «душка»: http://www.inopressa.ru/article/30Mar2016/corriere/apple.html

        • Alex Lavrov

          Удивительно, такое же ощущение от современного кино. Восприятие поменялось или и правда..?

          • Абдулла Израилевич фон Шталь

            В кинопрокате нынче половина фильмов — экранизированные… комиксы(!). Даже киноделы перестали уже читать книги. Массовый-то зритель давно с этим делом завязал. Ну и стоит ли на ЭТО смотреть?

            Хотя кино-комикс «Город грехов» (который первый) очень вкусно был снят: чёрно-белая, слишком контрастная картинка, иногда акцентированная цветным пятном (окрашенный одной краской персонаж или предмет), и — атмосфера гротеска! ЗАШКАЛИВАЮЩИЙ пафос в километровых монологах! Герои — геройские, злодеи — злодейские, бл..и — бл..ские. Персонажи даже не картонные, а картоннее чем картон. Поэтому любое злодейство (или геройство) выглядит игрушечно.

            Во втором «Г.г.» этот самый пафос пожиже стал. Зато спецэффекты и три-дэ. И постаревшие актёры.

            А восприятие постоянно меняется. Количество «жемчужин на кубометр навоза» есть величина постоянная. А вот объём «навоза» непрерывно растёт. Чем больше его перелопачиваешь, тем больше «жемчуга» в своей жизни видишь. Потом начинаешь в нём разбираться и оставлять себе только тот, что получше. Такая вот аллегория искусства.

          • Саша Про

            Смотрю новый фильм и вижу актёров, эффекты, любые изыски игры/постановки, а вот «веры» нет, хоть я и не Станиславский.

  • Ванихаббат Торский

    Если читать этот рекламный буклет внимательно, то очень бросается в глаза, что г-н Джон Шрайнер в каждом следующем абзаце противоречит тому, что говорил в предыдущем.

    • Анастасия

      Это не рекламный буклет и не рекламное интервью.

      • Ванихаббат Торский

        Я прочитал ваше сообщение 7 раз и на восьмой вам поверил. Очень аргументированное мнение, Анастасия, вы — молодец.

        • kue

          «В следующий раз, когда увидишь настоятельницу монастыря, говори: «Здравствуйте, мать настоятельница!», а не «друг Бэтмена — мой друг!»»

    • asper_ru

      да чот даже джинсу адекватно написать не могут, лень лишний раз емейлами обменяться для согласования. «Мы встретились и взяли интервью» — в лучшем случае фотографа послали, а вопросы-ответы по емейлу присылали.

  • JayK

    я одного не понял, «цифровые файлы могут со временем портиться» это как вообще? чувак понимает что он несет?

  • NewsPR

    Она постоянно считывает с экрана информацию о том, всё ли в порядке и не нужно ли внести какие-то коррективы. Таким образом, мы настолько озабочены качеством, что ежедневно делаем калибровку всей системы, всего зала. http://www.bigfantv.net/load/peredachi/orel_i_reshka_krugosvetka_maskat_9_vypusk_inter_17_04_2016/3-1-0-117

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"