Зачем Google и Microsoft делают социальные сети

Запуск Google+ вполне можно расценивать как отчаянную попытку Google начать настоящую конкуренцию с Facebook. В ту же историю, похоже, хочет ввязаться и Microsoft, судя по недавно утёкшему в Сеть скриншоту проекта под кодовым названием Tulalip. Он, похоже, является ничем иным как социальной сетью. Почему компании, делающие софт и сервисы, так внезапно (и практически одновременно) решили сунуть свой нос в бизнес, где до этого у них ничего не получалось? Популярность соцсетей вроде бы никак особенно не угрожает их ключевым продуктам — поиску в случае Google и операционной системе и офисному пакету — в случае Microsoft.

Своё видение ситуации попытался объяснить в слайдах (опубликованных, что примечательно, на Google+) Винсент Вонг — служащий банковской группы HSBC. Он отмечает разницу между устройством Google+, Facebook и Twitter и приходит к выводу, что в качестве социальной платформы Google+ скорее всего не будет конкурентом ни тому ни другому популярному сервису.

За что же тогда борется Google? Вонг призывает внимательнее посмотреть на новый чёрный тулбар Google. И не на его правую часть, которую теперь занимает G+, а на левую — ту, которая даёт доступ к другим продуктам компании: почте, календарю, документам, фотографиям, читалке новостей и так далее. «Смотрите, — говорит он, ведь это всё то, что вы обычно используете на компьютере!».

Винсент Вонг намекает на то, что все эти сервисы просто необходимо связать с социальным графом. «Люди до сих пор шлют друг другу файлы Microsoft Excel по электронной почте», — говорит Вонг. Это неэффективно и в скором времени никто так делать уже не будет. И правда — новое поколение пользователей, фактически выросшее в социальных сетях, редко пользуется электронной почтой. Её или, к примеру, фотохранилища Facebook уже успешно заменяет; рано или поздно дойдёт и до документов. Та компания, которая вовремя не перенесёт свои решения в «облако» и не предоставит удобных средств для совместной работы, может попрощаться с мыслью об успешном продвижении собственной платформы.

«На месте Microsoft я бы сильно обеспокоился», — пишет Вонг. И в Microsoft, судя по слухам о Tulalip, действительно беспокоятся и принимают меры. Обратите внимание на оформление сервиса — оно подозрительно похоже на Metro — интерфейс Windows Phone 7 и грядущего Windows 8. Не исключено, что в Microsoft собираются встроить соцсеть прямо в операционную систему, и это будет крайне уместным и своевременным шагом.

На той же арене есть и ещё один заметный игрок — Apple. Сервис iCloud, который компания обещает открыть осенью, соответствует всё той же тенденции — переносу всей работы в «облако». Ни о каком социальном элементе пока не говорится, и в качестве основной стратегии, судя по анонсу следующей вресии ОС для мобильных устройств iOS 5, в Apple выбрали интеграцию с Twitter. Однако не стоит недооценивать Apple.

В 1996 году генеральный директор Apple Стив Джобс уже провернул один интересный трюк. Горячей темой тогда были не социальные сети, а веб. У Apple в этой области не было никаких преимуществ, и пришлось пойти на отчаянный шаг — заключить с Microsoft пятилетний контракт на поставку маковской версии Internet Explorer с новыми версиями операционной системы для «Макинтошей». Когда контракт истёк, у Apple был готов собственный ответ в виде браузера Safari.

Не исключено, что и с соцсетями будет примерно то же. Сперва в Apple решили интегрировать в систему один из лучших продуктов конкурентов (как компания Twitter в этом плане подходит ещё лучше чем подходил заядлый недруг Microsoft), а когда в Apple созреет собственный конкурентоспособный продукт, Twitter с лёгкостью заменят на него. Тянуть пять лет, конечно, сейчас нельзя, но и Apple нынче стоит на ногах куда крепче, чем в 1996 году — так что ответа можно ждать уже в ближайшую пару лет.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях