Google обходит «Яндекс» на домашнем поле

Информационные технологии запредельно плотно вошли в обыденную жизнь, неразрывно переплелись с ней. Вот пускаешь приемник в самопоиск, желая послушать репортаж с места происшествия о том, как обитатели сносимых домов в пригородной нахаловке пытаются обороняться от нацгвардейцев неканонической живописью повышенной – по их мнению – духовности («Жители плехановского табора грозят правоохранителям и журналистам колдовской местью»). А приемник на всех частотах – от криминальных романсов до музыки правоохранителей – выдает горячую новость («Google может называть себя лидером рунета»).

Новость, действительно, крайне интересна. По данным компании TNS за апрель 2016 г., хотя бы раз в месяц сайтом Google – как традиционной, так и мобильной его версией – и приложениями для мобильных устройств пользуются 20,5 млн человек. У «Яндекса» аудитория немногим меньше – 20,4 млн, у Mail.ru – 19,3 млн. Правда, по оценкам ежедневной аудитории, входящей в интернет со всех типов устройств, лидером остается «Яндекс»: раз в сутки или чаще его сервисы посещают 12,3 млн пользователей. На втором месте нежно любимая россиянами социальная сеть «В контакте» (12,1 млн пользователей), а глобальный Google занимает третье место (11 млн).

Как видите, мы наблюдаем интереснейшую ситуацию – тройка лидеров рынка идет практически ноздря в ноздрю! «Яндекс» сохраняет уверенное лидерство в качестве национального поисковика – сегодня на него приходится 57,6% переходов из результатов поиска на внешние сайты, а на Google – 36% (данные Liveinternet за апрель этого года). Однако Google лидирует за счет трафика на мобильных устройствах, крайне быстрорастущей категории пользователей Сети. Google более, чем шесть миллионов пользователей посещают только с мобильных устройств – это почти 60% ежедневной аудитории сервиса.

Ну а у «Яндекса» аудитория совсем иная, это почтенные домоседы; мобильных посетителей вдвое меньше, но более семи миллионов пользователей заходят на сайты компании только с настольных компьютеров и ноутбуков. Знание такого расклада крайне важно для рекламных отделов, норовишь ли ты продать нечто вечно спешащей молодежи, или же видишь свою целевую аудиторию в солидных семьянинах… Но не надо забывать, что уважаемые дамы сверхэлегантного возраста, съезжая на дачу, оставляют до осени любимый ноутбук на кофейном столике, загружая в сумку лишь планшет с клавиатурой.

По словам газеты «часть мобильной аудитории Google получает за счет случайных и нерегулярных запросов пользователей Android-фонов, полагают сотрудники двух медиакомпаний: человек пишет запрос в виджет на главном экране смартфона, не осознавая, чей это сервис. Потому-то, обгоняя ближайших конкурентов по ежемесячному охвату, Google отстает от них по ежедневной аудитории, полагают собеседники «Ведомостей».» То есть – есть операционная система Android, есть и мобильная аудитория.

А вот у Германа Клименко, советник президента России по интернету, взгляд на проблему, изложенный в интервью Би-би-си несколько иной.

«Би-би-си: … у Google больше преимуществ в России, чем у «Яндекса»?Г.К.: Безусловно.Би-би-си: И это выражается, как вы говорили, в НДС? Или есть какие-то еще аспекты?Г.К.: НДС, правовые условия. Компания Google не сотрудничает с правоохранительными органами, не выдает данных и становится привлекательной для достаточно большой прослойки людей, которые за собой тянут других людей. Как офшоры работают на чужой территории и не платят налоги, можно сказать, что и Google — это такой интернетовский офшор. То есть когда люди там обслуживаются, они выпадают из определенного поля. Анонимность всегда привлекает.»

То есть, получается, что российскую аудиторию Google привлекает анонимность? Привлекает то, что «Google не сотрудничает с правоохранительными органами, не выдает данных и становится привлекательной для достаточно большой прослойки людей, которые за собой тянут других людей». Ну, в какой-то мере это именно так. Знаете, вполне благонамеренные люди тут нервно вздрагивали, прослышав про сайт, с которого по номеру можно пробить номер любой машины… А над оппозиционерами, у которых утекли их оппозиционерские тайны, все просто смеялись. (Над людьми, не читавшими в бумажной «Компьютерре», что такое СОРМ, нужно смеяться!)

Так что анонимность – она никогда не лишняя (некоторые жены умеют делать удивительные выводы на основе сохраненного в кэше посещения сайта цветочного магазина…). Но особого значения ей придавать не стоит. По пятницам вечером – в дачный сезон к концу дня – весь город дружно выстраивается в затылочек у касс того супермаркета, где есть подлинный белорусский Parmigiano Reggiano vecchio и белорусский же копченый угорь. А гипермаркет это славен двумя вещами – широким ассортиментом и адекватными ценами.

Вот то, что во все времена было нужно потребителю – ассортимент товара пошире и цены на него пониже. (Нет, конечно, есть еще «понты», но и они в конечном счете нормируются по ортам ассортимента и цен…) Ну а что нужно производителю? Производителю нужен рынок – побольше и поденежней. Причем не имеет значения, каков уровень развития производительных сил, каковы в обществе производственные отношения. Рынок нужно захватить любой ценой.

Именно ради рынка римские легионеры взбегали по «воронам» на палубы карфагенских пентер при Милах. Именно ради рынка сходились у Лепанто галеры Османской империи и Священной лиги. За возможность контроля морской торговли громили друг друга парусники у Трафальгара. Германцы и французы век назад весело отнимали друг у друга форт Дуомон именно для обеспечения своих индустрий рынками сбыта. И логично предположить, что и сегодня тот, кто шире на глобальном рынке, получит преимущества на рынках национальных.

Преимущества по очень простой причине. Из-за возможности разложить стоимость разработки и сопровождения продуктов и сервисов на максимально возможное на планете количество потребителей глобального рынка. Ну а локализовывать продукты всегда будет дешевле, нежели их разрабатывать. Вот и все! Люди – в большинстве своем – пойдут не туда, где можно спрятаться от правоохранителей (большинство сограждан ничего противозаконного не замышляет, кстати), а туда где шире ассортимент товаров и услуг по меньшим ценам (цена всегда есть – даже если ее и не видно).

Размаха российских "маски-шоу" шмонам, учиненным наследниками Видока, явно не хватает...
Размаха российских «маски-шоу» шмонам, учиненным наследниками Видока, явно не хватает…

А преимущество это может быть только у тех, кто работает на глобальном рынке. Понятно, что это не нравится ни национальным бизнесам, ни национальным властям – Police raid Google’s Paris office as part of tax investigation. Да-да – «маски-шоу» в парижском офисе Google, полицейские традиции Фуше и Видока на родине Революции и Гильотины чтят и бережно хранят. Но все это тщетно – из-за колоссальной сложности современных технологий успешны будут только те бизнесы, которые нацелены на глобальный рынок. А отсидеться за уютными протекционистскими барьерами не удастся никому, как на войне обречен тот, кто пытается ограничиться обороной.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях