Уроки неудач: что мешает универсальной пластиковой карте?

На прошлой неделе приказала долго жить компания Plastc. И если вы не слышали конкретно про неё, то — наверняка про одного из её конкурентов, которых было четверо вместе с нею, если я не сбился со счёта, но ни один так и не смог построить успешный бизнес на казавшейся беспроигрышной идее универсальной пластиковой карты. Но вот почему она не выгорела?

Plastc не была пионером. Центральную идею почти пять лет назад выдвинула COIN, остальные (SWYP, STRATOS, Plastc) её просто подхватили. Оставшиеся от них рекламные ролики и сегодня смотрятся интересно и даже захватывающе. А всё потому, что идея до неприличия проста. Универсальная пластиковая карта — это карта, которая заменяет весь «пластик», что есть в вашем кошельке. Кредитные, дебетовые, любые банковские, но и скидочные карты тоже. Всё, что имеет на себе стандартную магнитную полосу-стрип, может быть перенесено в память карты-универсала!

Конструкции у разных разработчиков, конечно, друг от дружки отличались, но суть опять-таки была общая. Универсальная карта — это микрокомпьютер размера обычной кредитки, оснащённый миниатюрным же дисплеем и тройкой кнопок, либо сенсорной панелью. Батарея встроенная, хватает её на пару лет. Вместо магнитной полосы — перепрограммируемая электронная. Перед использованием в память такого устройства заносятся сведения о всех картах, которые оно должно заменить: это можно сделать переносом номеров вручную, фотографией, либо прочитав стрип импортируемой карты компактным кард-ридером, подключающимся к смартфону. Смартфон тут нужен только как посредник: на нём работает приложение, которое импортирует карты и передаёт информацию беспроводно на карту-универсал.

Дальше всё ещё проще и смартфон уже не требуется. Зайдя, например, в магазин, пользователь выбирает нажатием кнопок ту из запомненных карт, которая в данный момент лучше всего подходит — и совершенно обычным образом проводит «универсал» по ридеру. Всё, данные считаны, транзакция совершена. Кстати, и бонусную карту, если таковая имеется, можно предъявить аналогичным образом — вызвав из памяти карты-универсала.

Выгода очевидна: в кошельке теперь можно носить всего одну карточку, вместо колоды, которая подчас и в сумке помещается с трудом… И кстати, никаких проблем с запоминанием множества карт нет — есть проблема с навигацией среди них: чтобы не путаться, некоторые разработчики пытались ограничить количество копий, хранящихся в «универсале» (остальные по необходимости подкачивались из смартфона).

Согласитесь, идея классная! Ничего удивительного, что предзаказы у вышеупомянутых четырёх контор сделали десятки тысяч человек. Однако… Хоть до каких-то поставок дело дошло только у SWYP и COIN, но первая теперь работает над новой (чиповой) моделью, а вторая тихо продалась Fitbit. Остальные разорились, причём Plastc сделала это особенно ярко: собрав предзаказов, по слухам, аж на 9 млн. долларов, создав работающий прототип, но так и не сумев запустить производство из-за «нехватки денег».

Но где же засада? Как такая яркая идея могла провалиться? Как это всегда и бывает с неудачами, точной причины вам никто не назовёт, да и не знают её наверняка даже сами «погорельцы». Однако за последний год было высказано несколько предположений, звучащих, в общем, убедительно.

Начать с того, что второе десятилетие века выдалось необычайно урожайным на новые платёжные механизмы. Одна только пластиковая карта существовавшая ранее лишь в виде куска пластика с магнитной полосой, стала ещё и чиповой, и NFC-шной, причём оба варианта предпочтительней с точки зрения стойкости к взлому. Научились переводить деньги социальные сети, мобильные телефоны. Родились криптовалюты, подарившие полную децентрализацию. Даже смартфоны способны теперь маскироваться под «пластик» (см. далее).

В сумме всё это сместило фокус с пластиковой карты и, естественно, с карты универсальной. Как минимум она должна быть теперь чиповой и/или беспроводной, но и вообще смотрится теперь не так ярко, как во времена былые. Отсюда, вероятно, и та тишина, что окутывает выпуск «универсалов»: ни продукт COIN, ни её последователя, не вызвали резонанса в массах.

Наверняка сказали своё слово мобильные кошельки: Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay, другие подобные. Запоминание пластиковых карт в смартфоне не просто сокращает их количество в кармане, а вообще сводит к нулю! Но раз универсальная карта всё равно требует смартфон (пусть и в качестве посредника), так почему бы только смартфоном и не ограничиться? В нём уже есть все необходимые элементы: NFC, крипто, большой экран. Карта — пусть и универсальная — выглядит на этом фоне лишней деталью.

Не кажется глупостью и предположение, что помешала сложность. Пользователи COIN и прочих «универсалок» отмечают «тяжесть» продукта во всех смыслах. Обычная пластиковая карта предельно проста: провёл, расписался и готово! Чип и особенно NFC доводят эту простоту до идеала: в последнем случае оплата производится вообще в один клик. С универсальной же картой придётся повозиться: ковыряться в списке запомненных карт, каждый раз проверять, правильный ли вариант выбран, не позволять слишком мокнуть, слишком охлаждаться, нагреваться слишком: устройство тонкое, может и пострадать…

Есть даже предположение (которое, правда, трудно подтвердить, поскольку информация о таких процессах, естественно, не разглашается), что палки в колёса разработчикам универсальных карт ставят карточные гиганты, владеющие эксклюзивными правами на соответствующие технологии. Например, чиповый стандарт EMV, с которым совместима в том числе и наша карта «Мир», разработан VISA, MasterCard и Europay. Не исключено, что они пытаются оказывать сопротивление стартапам, которые намерены слишком резко изменить карточный рынок.

Однако самая вероятная причина банальна: универсальной карте нужно выдержать конкуренцию с обычным «пластиком», который слишком дёшев! Карта со стрипом не стоит практически ничего, с чипом — обходится банку в несколько долларов максимум. Сравните это со 155 долларами, которые просили за Plastc! Стоит ли удовольствие иметь в кошельке всего одну карту таких денег? Пока рынок отвечает: нет. Конечно, есть технофилы, любящие технику ради техники, но их спроса явно недостаточно, чтобы звезда универсальной пластиковой карты заняла наконец место на финансовом небосводе.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях