Что такое новость – знает любой редактор. Когда собака кусает человека – это не новость, а вот когда собаку кусает человек – это новость однозначно (а до отмены советской карательной психиатрии это вообще была б не просто новость, а целая сенсация…). И замена человека роботом в той или иной области деятельности – давно не новость. В то время, как обратная тенденция вызывает живейший интерес.

И вот новостью в медийном смысле этого слова оказалось заявление начальника производства заводов Mercedes Маркуса Шефера (Markus Schaefer), сделанное новостному агентству Bloomberg – Mercedes Boots Robots From the Production Line. Замена роботов на сборочных линиях автопроизводств людьми – да это же почище кусания собак! И делается такое заявление именно в весьма сильной в вопросах роботизации промышленных производств Германии!

Правда, когда читаешь материал внимательнее, то все сразу же встает на свои места. Прежде всего – речь идет о люксовых седанах Mercedes-Benz S-класса. S-класс – это от немецкого Sonderklasse, особый класс (тот же корень, что и у Sonderkommando…). Большой седан с мощным двигателем и дорогой отделкой. Естественно, все технологические новшества на таких машинах применяются в самую первую очередь… И вот с монтажом этих новшеств человек вроде бы справляется лучше, чем робот.

Поразительно! Но вот смотрим – а какие же новшества называет уважаемый германский производственник? Новшества эти таковы – отделка салона из углеволокна. Подстаканник, который может и подогревать, и охлаждать напиток… Ниже, правда, упоминается еще и бамбуковая отделка салона. И вот наличие таких опций – которые могут сочетаться в вариантах исполнения седана, число которых поможет прикинуть полезнейшая дисциплина комбинаторика – и заставляет обращаться к более гибкому человеческому труду.

Во всяком случае – на флагманском заводе фирмы в германском городе Зиндельфингене. Туда, для повышения гибкости, возвращают людей. Но почему? Роботизация производств позволила же сократить число часов, идущее на сборку одной машины, более чем вдвое за десятилетие. В 2006 году на седан уходил 61 час, а в 2016 – только 30 часов. Но это – на «установившихся» режимах работы ковейеров. Переналадка роботизированных производств занимает несколько недель, с неизбежными простоями.

Ну а это – учитывая высокую конкуренцию в люксовом сегменте авторынка – накладно. И поэтому разнообразие модельного ряда внутри класса дорогих седанов заставляет возвращаться к более гибким людям, при употреблении которых производство можно перенастроить буквально за выходные. Человек побеждает бездушную машину? Члены влиятельного в ФРГ профсоюза могут кричать дружный «Hoch!!!» и кидать вверх предметы туалета и пивные кружки из ближайшей распивочной?

Ну, для правильной оценки ситуации глянем одним глазком на объемы продаж седанов S-класса. Причем – продаж в Германии, у фирмы есть заводы и в других краях. Википедия (смотрим одним глазком ведь, не вдаваясь в проблемы автобизнеса…) дает для 2014 года цифру 8617 штук. Повторим ее прописью – восемь тысяч шестьсот семнадцать машин. А теперь делим ее на количество рабочих смен на автозаводе, простейшая арифметика… Ну и каков результат? Именно!

Элементарные аксиомы организации производства говорят о том, что для таких объемов за смену нет смысла даже программировать роботов (при нынешнем уровне технологий). Ну, за исключением тех случаев, когда роботам надлежит работать в нечеловеческих условиях – например в горячей зоне реактора, или на глубине нескольких сотен метров… А тут – вполне комфортный, можно сказать уютный цех, где человек не напрягаясь, но и не волыня, может монтировать углеволоконные да бамбуковые детали отделки – аккурат по вкусу конкретного покупателя.

Причем подвижные роботы – вместо традиционных для автозаводов «железных рук» – будут внедряться во все больших и больших объемах! Вот, в общем-то, суть сенсационного материала от Bloomberg – Mercedes-Benz в высшей степени умело, и не потратив ни пфеннигаевроцента из рекламного бюджета напомнил о себе… Ну, как американский автопроизводитель индустриальной эпохи загонял слона на крышу своей машины.

А вот тот же самый Bloomberg пишет про рутинную и нормальную работу организаторов производства другого производителя престижных автомобилей – BMW Brings Self-Driving Vehicles to Factory Floor to Save Costs. На Баварских Моторостроительных заводах самодвижущиеся тележки используются для снижения издержек производства. Посмотрим на это подробнее.

Распред цифровой эпохи...
Распред цифровой эпохи…

Была на советских заводах такая профессия – распреды. Барышни в новеньких синеньких халатиках – с поразительной скоростью обращающиеся в тёток в халатах засаленных – развозящие на тележках заготовки и детали между станками и стапелями в соответствии с производственными процессами. При деталях массивных, неподъемных для хрупких дамских рук, вступали в действие грузчики и электрокары. Но профессия эта была непременным атрибутом любого завода – даже на массовых производствах, вдоль роторных линий на тележках развозили инструмент и тому подобное.

И вот BMW сегодня начинает широкомасштабную программу замены на своих заводах «распредов и грузчиков» скользящими вдоль конвейеров тележками-роботами. Тележки эти производятся самой фирмой. Дебютируют они в логистическом центре BMW в Вакерсдорфе. Тележки-роботы самостоятельно находят нужный конвейер, загружаются деталями и перевозят их на участки упаковки. При их использовании достигается не только экономия на рабочей силе, но и повышается ритмичность работы логистического центра, расшиваются узкие места.

И вот теперь мы перейдем к самому интересному – какую же экономию издержек производства сулят тележки-роботы? И вот тут можно будет удивиться – речь идет только о пятипроцентном снижении расходов. Пятипроцентном! Но – тем не менее – альтернативы этому процессу нет. Все что можно в условиях высокорентабельного, но и высококонкурентного производства уже выбрано и вылизано. Теперь, чтобы оставаться на гребне рыночной волны, нужно использовать и пятипроцентные резервы.

И вот эта цифра экономии самое интересное в этих новостях. Роботы-распреды дают пятипроцентную экономию производственных издержек. Эта цифра экономии важна и нужна для Баварских моторостроительных заводов – иначе бы они не стали этим заниматься. Не сохранить, видимо, им нынешнее место в своем премиальном сегменте авторынка без внимания к таким деталям. Но это – роль роботизации именно для BMW, с их объемами производства и уже достигнутыми показателями качества и издержек.

А какой эффект от роботизации будет у других? А вот это – надо считать, считать вдумчиво и внимательно, как делают это «мерседесовские» в Зиндельфингене… Находить место роботам в существующих и перспективных технологических процессах. И знать – какой результат считают приличным крупнейшие производители дорогих автомобилей с вековой репутацией и отлаженными системами производства и продвижения продукции.