Тайна трансграничной переписки

На территории разных стран предъявляются различные требования к трансграничному обмену документов. Если при отправке документа из одной корпорации в другую включаются отраслевые и государственные ограничения, то в случае межведомственного взаимодействия в рамках надгосударственных структур необходимо соблюсти национальное и наднациональное законодательство.
Наибольшего успеха в этом вопросе достиг Европейский Союз, сумевший унифицировать требования к трансграничному документообороту в 28 странах-участниках объединения. Драйвером роста трансграничного юридически значимого документооборота для России станет Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), тогда как Содружество независимых государств (СНГ) упустила имеющиеся возможности.

Документы без границ
Вопросы трансграничных корпоративных коммуникаций российским законодательством не ограничивается: обмен происходит в рамках отдельных отраслей или холдингов с учетом отраслевого законодательства. Крупные транснациональные корпорации сами для себя уже решили, как они будут обмениваться юридически значимыми документами между своими филиалами.

При обмене документами одной компании, находящейся в России, в другую компанию, штаб–квартира которой находится в Европе, действуют различные механизмы подтверждения легитимности (электронная цифровая подпись, ТДС и т.д.), допустимы конкретные носители информации (бумага, CD, электронная форма и т.д.) обговоренные сторонами и юридически разрешенными на территории стран–участниц обмена.

далеесвернутьРезидент пишет письмо резиденту
Драйвером роста электронного документооборота между российскими офисами зарубежных компаний стало внедрение электронных счетов–фактур. На правительственном уровне разговоры о новшестве шли еще с 2007 г. Первый пилотный проект в России по обмену электронными счетами–фактурами проходил в первом полугодии 2009 г. в Москве. Налоговики, чиновники и бухгалтеры высоко оценили опыт дистанционного обмена. Отправка и доставка корреспонденции за считанные минуты вместо недель, безбумажная форма работы, а следовательно, сокращение затрат на почтовые услуги и канцелярские товары и т.д.

Подготовительная работа к внедрению электронных счетов–фактур шла с 2010–2011 г: в это время издавались нормативные документы Минфина и Правительства России. Но приказ ФНС, который утвердил электронные форматы счетов–фактур, был выпущен 5 марта 2012 г. С этого времени электронные счета–фактуры могли направлять друг другу контрагенты, предоставлять их налоговым службам.

Для России наиболее актуальны документы, связанные с налогообложением и различными пошлинами (электронная таможня). Предприятия сами решают, переходить на электронный документооборот или нет. Наибольшую заинтересованность в онлайн–обмене в последнее время показывают транснациональные и зарубежные компании.

Например, в мае 2013 г. компания Nestle реализовала с российской сетью международной компании Billа дополнительное соглашение, согласно которому счета–фактуры и накладные стало возможно передавать посредством электронного документооборота. Как отметили стороны по первым результатам проекта, более 90% поставок происходило без расхождений, а качество и скорость обмена информацией улучшилось в разы.
А в сентябре 2014 г. Nestle заявила о переходе на электронный документооборот с сетью «Ашан». Пилотный запуск был осуществлен в июне 2013 г. Представитель “Ашана” тогда отмечал, что тестирование начиналось со счетов–фактур и только затем стала возможна передача электронных накладных. Проект позволил увеличить скорость обработки финансовых документов между ритейлером и производителем, что напрямую скажется на скорости осуществления взаиморасчетов.

В плане трансграничной передачи информации от дочерней компании к головной процессы более отработаны: здесь достаточно общего регламента на уровне корпоративных стандартов. “Подтверждение легитимности переписки осуществляется благодаря доменному адресу. Дополнительных инструментариев при этом не требуется. Часть нашей юридически значимой информации проходит также через государственные границы в бумажном виде”, – рассказал представитель российского банка – дочерней структуры крупного европейского финансового холдинга.

Отраслевые решения и сервисы позволяют без проблем обмениваться информацией: SWIFT для банков или EDI–провайдеры для ритейла, считает руководитель группы аналитики и внедрения компании Synerdocs Иван Агапов. Главная проблема в том, что в России нет нормативных актов, которые четко регламентируют обмен электронными документами с резидентами других государств, считают эксперты. “Есть отраслевые законы и приказы, которые описывают процесс и требования к обмену документами (в т.ч. электронными). Например, в таможне России есть работающий порядок обмена таможенными декларациями в электронном виде. Есть процедуры работы с электронными ветеринарными сопроводительными документами, с которыми можно осуществлять перевозки животных. На совокупность таких примеров предприятия опираются в своей практике”, – говорит Иван Агапов.

Третий легитимный
В деле упрощения взаимодействия различных госведомств заметно преуспели страны, входящих в Евросоюз. Чтобы наладить юридически значимый обмен, пришлось учесть законы и технические требования к обмену 28 стран – участниц Евросоюза. Ушло на это более 10–ти лет.

fotolia_33928216_xxl

Документооборот в ЕС между звеньями «ведомство–ведомство» и «ведомство–Европейская комиссия» до недавнего времени осуществлялся только с помощью электронно–цифровой подписи. Наряду с этим стало возможным осуществлять юридически значимый обмен документацией с помощью доверенной третьей стороны (ДТС) – операторов обмена. Это стало возможным после вступления в силу в августе 2014 г. нового нормативно–правового акта «Об электронной идентификации и услугах доверия для электронных транзакций на внутреннем рынке, и об отмене Директивы 1999/93/EC.

далеесвернутьОпределения из нормативно–правового акта «Об электронной идентификации и услугах доверия для электронных транзакций на внутреннем рынке, и об отмене Директивы 1999/93/EC»:
Сервис доверия (trust service) – предоставление электронного сервиса на возмездной основе, включаюего в себя:
1. Создание, верификацию и валидацию электронных подписей, электронных печатей или электронных метками времени, зарегистрированных служб электронной контролируемой доставки;
2. Создание верификация и валидация сертификатов для проверки подлинности веб–сайта; или
3. Обеспечение длительного хранения электронных подписей, печатей и сертификатов, связанных с этими услугами;
Электронная служба зарегистрированной доставки – служба, которая дает возможность передавать данные между третьими лицами с использованием электронных средств и обеспечивающий доказательства, связанные с подтверждением (доказательством) передаваемых данных, а также защищающий передаваемые данные от риска утраты, кражи, повреждения или несанкционированных изменений.

В документе четко указывается, что механизмом легитимизации, помимо электронных подписей, становятся третьи доверенные стороны – операторы обмена. Посредник будет выступать независимым гарантом юридической силы.

ЕАЭС – драйвер трансграничного обмена
Если в Европейском Союзе процессы трансграничного обмена информацией уже отработаны, то у соседнего – Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) – процессы межгосударственного документооборота только формируются. В отличии от СНГ новая наднациональная структура становится драйвером роста в отрасли межведомственного и межгосударственного документооборота. Очевидно, что существенных препятствий для обмена электронными документами между государствами ЕЭАС нет.

далеесвернутьВ СНГ обмениваются лишь сигналами
Разговоры о необходимости создать зону трансграничного юридически значимого документооборота на территории СНГ шли еще с середины 2000–хх годов. Так, в октябре 2009 г. в Астане прошло заседание комиссии по информационной безопасности. Участники обсудили перспективы организации защищенного информационного обмена. Основой для этого должны были стать национальные электронные правительства.

Вновь о необходимости создать зону трансграничного документооборота заговорили сотрудники транспортных компаний в 2011 г. Предполагалось использовать электронный документ для сопровождения грузов. Проект хоть и получил одобрение, но реализован не был. В 2014 г. представители Всероссийского научно–исследовательского института проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ) представили модельный (имеющий рекомендательный характер) закон «О трансграничном информационном обмене электронными документами».

«Особенностью разработки данного законопроекта является отсутствие функционирующего трансграничного пространства доверия на территории СНГ. В настоящее время идет разработка соответствующей технической документации, прорабатываются организационные и технологические вопросы», – сообщал автор презентации заведующий сектором ВНИИПВТИ Георгий Вусс.

Межпарламентская Ассамблея СНГ ранее принимала модельный закон «О трансграничном спутниковом телевизионном и радиовещании и международном спутниковом информационном обмене». Однако в законе нет правовых норм по обмену электронными документами.

В странах СНГ национальные системы электронного документооборота создавались без оглядки на возможные международные интеграции, а электронные подписи используются с разными криптографическими алгоритмами. С тех пор в рамках СНГ трансграничный юридически значимый документооборот не был налажен.

Как пояснили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в праве ЕЭАС содержатся нормы, определяющие понятие трансграничного пространства доверия, необходимого для реализации юридически значимого трансграничного электронного документооборота. Состав и структура передаваемых сведений, технологии, форматы и протоколы передачи информации согласовываются на наднациональном уровне. Тогда как вопросы реализации электронного документооборота на национальном уровне регламентируются законодательством государств–членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Под трансграничном пространством доверия (ПД–Т) понимается совокупность нормативных и организационно–технических условий по установлению доверия при трансграничном информационном взаимодействии органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в электронном виде.

«В рамках реализации действующих межгосударственных договоров и соглашений, предусматривающих формирование и использование общих информационных ресурсов, уже сейчас обеспечивается информационное взаимодействие между ведомствами государств–членов ЕАЭС, а также между ведомствами государств–членов и ЕЭК», – рассказал директор департамента информационных технологий ЕЭК Александр Хотько.

Osnovy-strategii-biznesa

Сложности при трансграничном электронном документообороте в значительной степени обусловлены тем, что на наднациональном уровне отсутствует единый криптографический алгоритм, который мог бы использоваться при информационном взаимодействии.

Элементом подтверждения легитимности документов при обмене между государствами–членами, в некоторых случаях, согласно приложению 3 к договору о ЕАЭС, также станет третья доверенная сторона (ДТС). «Уже разработаны подходы к обеспечению юридической силы электронных документов с использованием сервисов ДТС. В соответствии с утвержденной в сентябре 2014 года концепцией использования при межгосударственном информационном взаимодействии имеющих юридическую силу электронных документов и сервисов, ДТС должны создаваться в каждом государстве–члене ЕАЭС и ЕЭК», – сообщил Александр Хотько.
В настоящее время проводятся работы по развертыванию и тестированию системы межгосударственного информационного взаимодействия с использованием ДТС. Целью этих работ является обеспечение возможности для всех органов государственной власти государств–членов использовать при межведомственном и межгосударственном информационном взаимодействии преимущественно электронные документы, подписанные электронными цифровыми подписями, выданными в государствах–членах.

В планах ЕЭК – принятие новых нормативных актов и модернизация информационных систем для трансграничной передачи электронных документов. В частности, на заседании коллегии ЕЭК 27 января 2015 г. были рассмотрены и приняты правила электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли. «Этот документ является одним из системообразующих для целей внедрения и развития систем, и технологий межгосударственного электронного взаимодействия», – отмечает Александр Хотько.

далеесвернутьОператоры ЭДО замещают импорт
В цепочке обмена юридически значимой информацией «резидент–нерезидент» регулирование, как и прежде, будет осуществляться с помощью национальных законов и корпоративных стандартов передающей и принимающей сторонами.

В цепочке «резидент–резидент» тоже не стоит ожидать изменений: российские компании пользуются отечественными сервисами обмена электронными документами (ЭДО). «Европейские e–invoicing операторы у нас, за исключением Basware, не представлены и не решают специфических задач. Путь западным сервисам в Россию ограничен из–за технических и организационных требований, которые наше государство предъявляет к оператору. Кроме того, ЭДО с зарубежными странами в российских компаниях – пока относительно редкая задача», – считает Иван Агапов из компании Synerdocs.

Внешнеполитическая ситуация и стремление к импортозамещению не способствуют ясности в отношении развития международных коммуникаций и трафика на этом направлении. Ожидается, что отечественные операторы ЭДО будут постоянно развивать функциональность сервисов вне зависимости от политики. Будут улучшаться интеграционные и отраслевые решения, что приведет к росту трафика.

«Уверен, что основным сектором трансграничного обмена будет e–commerce. Конечно, обмен электронными документами в рамках Евразийского экономического союза будет расти. Здесь можно прогнозировать позитивное развитие», – говорит Иван Агапов.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях