Некрашеный, негнутый.

Смех смехом, а именно так, похоже, будут начинаться объявления о продаже подержанных iPhone 6 Plus. Скандал с гнущимся новейшим смартфоном Apple, разгоревшийся в последние дни и казавшийся поначалу преувеличением или саботажем, если не глупой шуткой, так вот скандал этот и не думает стихать. Напротив, к воображаемому делу подшиваются новые страницы и картина в целом рисуется всё менее красивой как для самой Apple, так и для покупателей.

Установить сейчас, кто первым выявил неприятную особенность «Шестёрки Плюс», почти невозможно: историческая правда погрязла под миллионами перепостов. Скорее всего «счастливчиком» стал один из ранних покупателей 6P, в чьём кармане телефон впервые и погнулся. А уже после него популярный видеоблогер Льюис Хилсентегер воспроизвёл опыт перед камерой (50 млн. просмотров на сегодняшнее утро!) — погнув «Айфон» руками и дав толчок волне сумасшествия: с того момента iPhone 6 Plus пытаются согнуть буквально все кому не лень.

Правильно (Lewis Hilsenteger).
Правильно (Lewis Hilsenteger).

Скажем прямо, вся эта история — наречённая Bendgate, по аналогии с «Антеннагейтом» и прочими — с самого начала выглядела подозрительно. Саботаж со стороны конкурентов? Почему бы нет, тем более, что Samsung уже обыграла идею в забавном рекламном ролике Note 4. Чья-то злая шутка? Тоже не исключено. Ведь среднестатистический обладатель «Айфона» не технарь и отношение к технике у него соответствующее, потребительское. Рассказывают, что даже (очевидно безумный!) розыгрыш «Apple Wave» — якобы внедрённая в iPhone 6 функция подзарядки от микроволновой печи — привёл к порче нескольких смартфонов. Чего уж говорить о проверке на прочность! Скажите людям, что это гнётся — и они будут пытаться это погнуть, даже если речь идёт о стальной чушке.

Впрочем, нет худа без добра. Коллективными усилиями и ценой десятков погнутых смартфонов были установлены два существенных обстоятельства. Во-первых, тот факт, что 6P выполнен в алюминиевом корпусе, никакой роли не играет. Жёсткость данному аппарату должны обеспечивать прячущиеся внутри стальные рёбра. Во-вторых, сгибается он поперёк продольной оси и только в определённом месте — чуть выше середины, под кнопками управления громкостью. Приложение даже значительного усилия в других местах ничего не даёт. Вероятно, поэтому сотрудники Apple Store с таким спокойствием относятся к попыткам бесчисленных придурков погнуть выставленные на витринах смарты: большинство уже слышали, что «Шестёрка Плюс» гнётся, но не знают «волшебной» точки.

Неправильно! (Consumer Reports)
Неправильно! (Consumer Reports)

К сожалению, именно эта точка оказалась местом приложения силы у почти десятка покупателей, привыкших таскать «Айфон» в переднем кармане джинсов. Что, в свою очередь, заставляет взглянуть на творящееся безумие под другим углом. Что если попытки погнуть 6P на витрине — не глупость, не вандализм? Что если это нормальная проверка товара перед покупкой? Не требуйте от обывателя слишком многого, он давно не считает смартфон сложным электронным устройством, скорее — аналогом утюга. А раз так, то и отношение к нему соответствующее. Ведь пробуют же на прочность подошву у зимних сапог в обувном магазине? Так почему не подвергнуть аналогичному тесту смартфон? Тем более что и сам производитель настаивает, что дефект (если он вообще существует) крайне редок и беспокоиться не о чём — при «нормальной эксплуатации» iPhone 6 Plus не погнётся. Но раз так, то и отнестись к результатам опытов Apple должна с пониманием. Вместо этого она предпочла раздуть скандал ещё сильней.

Вслед за бесчисленными блогерами-одиночками гнуть 6P стали СМИ с именем. Одним (CNN, Consumer Reports и др.) это не удалось, либо удалось ценой значительных усилий, превосходящих «нормальные». Другим — знавшим правильную точку — удалось без труда. Среди последних оказался и главред популярного в Европе компьютерного журнала Computer Bild: он погнул «Шестёрку Плюс», выразил удивление тем, как легко это сделать, после чего Apple… отобрала у журнала все привилегии (CB отныне не приглашают на презентации и не присылают им новое железо на тестирование).

С одной стороны, Apple права: нечего раздувать панику, производителю лучше знать, есть дефект или его не существует. С другой — не слишком ли CB везучие, чтобы вот так сразу наткнуться на дефектный экземпляр iPhone 6 Plus?

Нарочно не придумаешь.
Нарочно не придумаешь.

Какова вероятность, придя в магазин за «Айфоном», приобрести дефектный экземпляр? Посчитать её нетрудно. Apple, комментируя происходящее, официально назвала цифру 9: столько покупателей обратились в компанию с жалобой на погнувшийся смарт. А сколько всего их продано? Официальной статистики пока нет, но порядок сторонних оценок в таких случаях обычно достаточно точен, поэтому оттолкнёмся вот от чего: на данный момент известно, что за первый уик-энд было продано свыше 10 миллионов смартфонов серии 6, и в то же время суммарный веб-трафик с устройств iPhone 6 Plus оказался в восемь раз меньше трафика, генерируемого iPhone 6.

Выходит, «Шестёрка Плюс» продаётся в восемь раз слабее «Шестёрки» и, получается, разошлась примерно двумя миллионами экземпляров. Таким образом шанс для произвольного покупателя наткнуться на бракованный 6P меньше одного на двести тысяч. В быту такой цифрой безусловно можно пренебречь, на чём и настаивает Apple. Однако результат CB (и многих других, кому удалось погнуть свои «Айфоны») требует поправки в худшую сторону. Очевидно, что дефектных экземпляров в действительности намного, намного больше. Вероятней всего дефект вообще присутствует в каждом аппарате. Но если так, где именно он кроется?

Кстати, выправить обратно без повреждений не получится.
Кстати, выправить обратно без повреждений не получится.

Как минимум два популярных англоязычных издания не удовлетворились расплывчатой формулировкой «приложить достаточное усилие» и поставили точный опыт. Первое из них, уже упоминавшийся журнал Consumer Reports (издаётся в США аналогом нашего общества по защите прав потребителей), подверг несколько смартфонов разных производителей (Apple, Samsung, LG, HTC) тесту на прочность на специальном стенде: смарт опирался на две точки, точно дозированное усилие прилагалось к третьей. Ничего «криминального» не вскрылось, все смартфоны показали примерно равную прочность на изгиб; выяснилось даже, что HTC One M8 гнётся легче «Шестёрки Плюс».

Второе издание, Wired, пригласило профессора физики, который проанализировал, какое усилие должно создаваться в кармане штанов, чтобы погнуть iPhone 6 Plus — и тоже пришёл к выводу, что скорее порвутся джинсы, чем согнётся смартфон.

Однако внимательный наблюдатель заметит, что и в том и в другом случае исследователи сделали общую ошибку: изучали «сферического коня в вакууме». Действительно или мысленно они прилагали усилие к геометрическому центру смартфона, тогда как — вспомните начало разговора! — делать это нужно было немного выше, под блоком кнопок управления громкостью.

Тот самый винт.
Тот самый винт.

Таким образом вплоть до момента, пока кто-нибудь не пожертвует своей «Шестёркой Плюс», чтобы поставить корректный опыт на точном оборудовании, наиболее правдоподобной версией произошедшего лично мне представляется версия аппаратного дефекта, а именно непродуманного размещения ребра жёсткости. Предложил её никому неизвестный пользователь сайта Imgur под псевдонимом Alleras4.

Всё просто: если разобрать смартфон, окажется, что «волшебная точка» сгиба совпадает с креплением одного из внутренних рёбер жёсткости. В этом месте кончающееся ребро прикручено винтом к корпусу. Вот почему так важно прилагать усилие именно здесь. Надавите чуть ближе к центру смартфона — и ребро примет «удар» на себя, успешно сопротивляясь изгибу. Но приложите усилие точно к винту и поглотить его полностью ребро не сможет, а алюминиевый корпус требуемой жёсткостью не обладает. Готово: iPhone 6 Plus погнут! Очередной недосмотр, который производителю, конечно, придётся исправлять.

О том, какой вывод нужно сделать из преследующих Apple скандалов по причине глупых недосмотров, речь в этой колонке уже шла неоднократно: не требуйте от компании-коммивояжёра слишком многого, она просто не в состоянии обеспечить надлежащее качество своих продуктов. Однако в данном случае ситуация определённо развивается в худшую сторону: вместо того, чтобы признать ошибку, пусть нехотя, пусть с опозданием, как всегда было раньше, Apple решила занять агрессивную оборону и напала на журналистов.

Что ж, пресса вряд ли сильно пострадает: как правильно подметил главред CB в ответном письме, они пока ещё в состоянии приобретать и тестировать устройства даже тех производителей, которые боятся независимых оценок. Пострадает от своей позиции сама Apple: серия 6 стартовала медленней пятой (об этом говорит меньший веб-трафик после нескольких дней продаж). Лучше бы «яблочникам» говорить с покупателями, а не затыкать им рты…