О покупке поисковым гигантом Google производителя интеллектуальных термостатов Nest Labs «Компьютерра» уже рассказывала. А теперь — о привлечении внешнего финансирования (Series A funding) на сумму $7,5 миллиона объявил стартап из Сиэтла (штат Вашингтон), SNUPI Technologies. Инвесторы не называются, но заокеанская хайтек-блогосфера в значительной степени полагает, что стоит за ними известное имя… Зачем же фирмам из мира информации идти в мир реальных вещей, самой что ни на есть обыденной коммуналки?

Начнём наши рассуждения с малого. Со SNUPI Technologies. Фирма с именем, типичным для заокеанского домашнего любимца, производит датчики Wally. Идеальные в перспективе для «умного» дома, но вполне полезные уже и сейчас. Следящие за такими прозаическими вещами, как состояние водопровода и системы отопления. Вот, взглянем на рекламную картинку: счастливая американская семья размещает под мойкой такой датчик. Беспроводной, не требующий никакого монтажа, но способный в течение десяти лет уведомлять хозяев об утечках воды, о температуре и влажности воздуха.

Счастливая американская семья размещает датчик Wally под мойкой
Счастливая американская семья размещает датчик Wally под мойкой.

Зачем такие датчики владельцам? А чтобы узнать о том, что потекли водопроводные трубы, побежала вода из стиральной машины… Хорошо осведомленная организация под названием Институт страховой информации говорит о том, что в 2011 году четырнадцать миллионов домовладельцев пострадали — на общую сумму в одиннадцать миллиардов долларов — от проливов воды, замерзания труб и гниения конструкций. (Заметная часть американцев живёт в домах с деревянным каркасом, для которых гниль может оказаться роковой…)

Впрочем, проблемы эти вполне актуальны и для нашей страны. Мы-то живём в многоэтажках, один над другим… Так что если вода убежит из стиральной машины или прохудившейся трубы, то, пролив пару этажей снизу, средним для янки ущербом в $785 явно не отделаться. Да и вода, замёрзшая в водопроводе дачного домика, который по мере роста благосостояния становится все более благоустроенным, тоже причинит убытков на вполне немалую сумму… Так что экономический резон вкладываться в датчики явно есть!

Смартфон взял перечисленные системы под контроль…
Смартфон взял перечисленные системы под контроль.

Состоит система Wally из базовой станции и полудюжины беспроводных датчиков, которые и сообщают об утечках воды, влажности и температуре воздуха. Говорить, что базовая станция подключается не только к сети электропитания, но и к Сети, совершенно излишне. Это типично для любого современного устройства линейки Smart, и таковое подключение и позволяет вам узнать о непорядках в вашем домашнем хозяйстве с того устройства, которое всегда под рукой, — со смартфона или планшета…

Главным технологическим новшеством, которое делает стартап SNUPI Technologies привлекательным для потребителей и инвесторов, является долговечность работы элементов питания в датчиках, декларируемая в десяток лет, как у хороших часовых батареек. Это позволяет как не лишиться питания в самый неприятный момент, так и не ползать слишком часто по малокомфортным коробам, где проходят трубы. Но как же достигнут такой уровень сверхнизкого энергопотребления?

Ведь датчики — бесконтактные… А полагаю, что значительная часть читателей имеет опыт возни с размещением обычного Wi-Fi-роутера так, чтобы он «добивал» до устройств по всей квартире. Которая явно меньше американских домов… Нет, употребляемый у нас железобетон, конечно, экранирует сигнал много суровее, чем фанера и утеплитель sweet home янки. Но ведь и батарейка-то должна работать десять лет: это не питающийся от сети роутер и не перезаряжаемый в лучшем случае через десяток часов ноутбук или планшет. Мощность крошечная…

А вот смартфон заволновался: протечка
А вот смартфон заволновался: протечка.

И как же «дотащить» её до базовой станции? Даже с учётом скважности обмена — того, что сигналы идут не постоянно, а с довольно большими интервалами? Тут было предложено очень интересное техническое решение. Ведь в современных домах и квартирах неизбежно присутствует электрическая проводка, которая забегает и в ванную, и в прачечную (у просторно живущих американцев это обычно отдельная комната). И вот радиотракт системы WallyHome был спроектирован таким образом, чтобы «наводка» на провода энергоснабжения переносила его к базовой станции.

Звучит предельно просто — но требовало довольно большого объёма исследований. Их выполнили профессора Университета штата Вашингтон Мэтт Рейнольдс (Matt Reynolds) и Шветак Патель (Shwetak N. Patel), которые и добились того, что объёмный резонанс превращает поверхность типовой американской проводки в волноводы, доставляющие информационный сигнал с высокой эффективностью. (Похоже, что такие работы могли бы быть произведены и у нас: со времён «холодной войны» у России гигантский задел в СВЧ-технике…)

Датчик Wally прост в установке и долгоживущ
Датчик Wally прост в установке и долгоживущ.

Так что вне зависимости от конкретного приложения и конкретного набора датчиков технология передачи в зданиях сигналов предельно малой мощности представляется весьма перспективной! Она, скажем, могла бы прекрасно работать и с датчиками дыма, которыми комплектуются изделия Nest Labs: согласитесь, что чем больше пожарных датчиков в доме, тем лучше, и снижение периодичности их обслуживания — огромный плюс и значительное конкурентное преимущество. Но и сами по себе датчики протечек весьма привлекательны; покажем это простейшими цифрами.

Считается, что в США в 2010 году было 114,8 млн домохозяев. А четырнадцать миллионов пострадало от протечек и замораживания труб — каждый восьмой… И своевременное уведомление о проблеме вполне могло бы снизить ущерб. Устройство-то с рассчитанными на десятилетие датчиками явно может окупиться за срок своей работы (даже если предположить, что он будет равняться жизни батарей), ведь за это время протечка или замерзание произойдёт с весьма высокой вероятностью.

Ну и данные мы взяли у страховщиков. Янки же живут в домах под ипотекой, что неизбежно заставит банк требовать страховки имущества. А страховщику представляется вполне целесообразным требовать от владельца не только установки пожарной сигнализации, но и сигнализации о протечках и замерзаниях… (Интересно, когда появится датчик термитов? Эти прожорливые насекомые способны разорить американскую семью, источив её недвижимость: коллеги рассказывали даже о съеденных церквях.)

Но и в наших условиях сигнализация о проливе очень полезна: ущерб от залития нескольких квартир снизу с хорошим ремонтом может в столицах и крупных городах превышать стоимость американского дома. Так что не названные пока инвесторы, похоже, нашли хороший объект для вложений (или для того, чтобы удавить стартап в пользу конкурирующей технологии). Ну а мы вернёмся к Nest Labs, с покупкой которого все ясно, и попробуем проанализировать эту инвестицию по использованной выше методике.

Итак, 114,8 млн домохозяйств в одних только США. И люди норовят жить в комфорте. Кондиционироваться летом и отапливаться зимой. Значит — системы терморегулирования есть. И значит, Google приобрела то, что ориентировано на рынок с более чем сотней миллионов потребителей в одних только Соединённых Штатах. Платёжеспособных потребителей — ведь американская недвижимость у них есть… Так что одно это уже делает обоснованным даже многомиллиардные вложения.

Ну а что заставит потребителей покупать системы Nest Labs? В первую очередь, конечно, любовь к комфорту. Так приятно, когда дом заботится о том, чтобы тебе было уютно, — а тепло очага или прохлада зданий изначально были символами организованного быта. Ну и интерфейс у Nest Labs сделан симпатично: на миниатюре к колонке… Но есть ещё одна деталь. Это энергия. Уровень её потребления. Среднее домохозяйство в США истратило в 2012 году 10 837 кВт•ч. Больше всего в жаркой Луизиане — 15 046 кВт•ч, а меньше всего в прохладном Мэне — 6 367 кВт•ч.

Электричество в США дёшево: в 2011 году — 12 центов за киловатт-час, но при таких объёмах потребления расходы на него — велики. И вот интеллектуальный термостат позволяет добиться привычного и большего объёма комфорта при меньшем объёме потребления энергии («зелёный» эффект). И как только достаточное количество потребителей осознает это — спрос начнёт расти весьма резко; ну а потенциальный рынок — как мы видели — огромен. Причём тут будет работать синергия: знания Google о потребителях позволят ей интенсивно продавать системы «умных» домов, а накапливаемая такими домами информация поможет пополнять копилку знаний…