Попугайчик, как минимум волнистый, с давних времён был непременным атрибутом семьи с детьми, наравне с аквариумными рыбками и золотистыми хомячками. А теперь во многих домах живёт дружащий со смартфоном «попугай» — управляемый с фаблета дрон от Parrot, моделей AR.Drone или AR.Drone 2.0. Ну а на нынешней выставке CES 2014 «попугайная фирма» представила пополнение своего семейства — совсем маленького, с ладошку, летуна MiniDrone и принципиально нового, двухколёсного Jumping Sumo.

Выставка потребительской электроники в Лас-Вегасе — для фирмы Parrot традиционное место предъявления граду и миру её новинок. Четыре года назад именно здесь был показан первый, управляемый с лидировавшего тогда на рынке iPhone летучий дрон AR.Drone. Подробно говорить об этом полуметровом (если в защитном корпусе) квадрокоптере нет смысла: все и так его видели и знают, а многие папы накопили опыт в управлении им не меньший, чем те отпрыски, для развлечения которых дрон вроде бы и покупался.

Квадрокоптер AR.Drone от Parrot
Квадрокоптер AR.Drone от Parrot.

Поэтому обратим внимание лишь на то, что попугаи-квадрокоптеры есть плоть от плоти информационных технологий и что их появление стало возможным лишь благодаря достижениям компьютерной отрасли. Что их приводит в действие? Отнюдь не калильные моторчики, которые употреблялись авиамоделистами начала семидесятых и в которых была законсервирована система зажигания, употреблявшаяся в больших ДВС до того, как Роберт Бош изобрёл свечи зажигания («Robert Bosch: от свечи зажигания до “интернета вещей”«). Нет, AR.Drone приводится в действие электромоторами, что делает его пригодным для эксплуатации в помещениях.

Это четыре бесколлекторных двигателя постоянного тока, которые находятся в родстве с теми двигателями, что применяются в ИТ и производятся гигантскими тиражами для компьютерного рынка, — скажем, винчестеров. Высокие характеристики (15 ватт при 35 тысячах оборотов — больше, чем у серверных жёстких дисков, у старших моделей) им обеспечивают роторы из редкоземельных магнитных материалов, а приемлемую стоимость — то, что схемы управления делаются на основе электроники, производящейся гигантскими тиражами.

То есть — экологичность и безопасность. Но нужна энергия — электрическая, которую обеспечивают литий-полимерные аккумуляторы, отработанные опять-таки информационными технологиями: выпускающимися сотнями миллионов ноутбуками и миллиардными тиражами — телефонами различной степени разумности. Тут интересное явление: силовой привод, традиционная инженерия, получает технические решения и комплектующие от инженерии информационных технологий, от «слаботочки», если пользоваться старинной технологией электриков.

То, что «автопилотная» часть дронов теснейшим образом связана с информационными технологиями, ещё более очевидно. В AR.Drone была применена инерционная система управления — пара гироскопов, акселерометр… Когда-то такие устройства были громоздки и дороги. Теперь же их ставят в дрон-игрушку. Почему? Да потому, что и гироскопы, и акселерометры теперь живут в каждом доме и в каждом кармане. Смартфон, планшет, ридер — именно они перебрасывают ориентацию экрана с альбомной на книжную, реагируют на движения…

А миллиардные объёмы производства делают эти устройства предельно дешёвыми: они же маленькие, нересурсоёмкие, а расходы на конструирование и технологическую подготовку производства тончайшим слоем размазываются, делясь на величину порядка гига… Так что уже первый AR.Drone мог позволить себе трёхосный акселерометр, двухосный и одноосный гироскопы. А ещё — ультразвуковой альтиметр-высотомер. И видеокамера на днище квадрокоптера также была завязана на контур стабилизации дрона.

Процессор ARM9, память, проводные и беспроводные интерфейсы, естественно, тоже родом из ИТ. Как и широкоугольная VGA-камера в носу аппарата, передающая картинку оператору дрона на смартфон. Да и применённые в конструкции углеродные трубки подробно описывались бумажной ещё «Компьютеррой». А через пару лет Parrot представила модель AR.Drone 2.0, у которой появился магнитный компас, барометрический высотомер (важнейшей метеоинформацией и ныне является давление на полосе) и камера высокого на тот момент разрешения 1280×720.

MiniDrone раз в десять меньше своих старших братьев, но имеет ещё и съёмные колеса
MiniDrone раз в десять меньше своих старших братьев, но имеет ещё и съёмные колеса.

Ну а теперь с той же регулярностью — сразу две новинки. Первая — помещающийся на ладони летучий MiniDrone, уменьшенная раз в десять копия старших квадрокоптеров. Он также приводится в действие микромоторчиками, питающимися от литий-полимерных аккумуляторам. И точно так же управляется со смартфонных приложений. Да ещё у него есть съёмные колеса, размером больше него самого (заставляющие вспомнить дореволюционный Царь-танк Лебеденко), с помощью которых MiniDrone забавно, как зависший комар, перемещается по потолку и стенам (видео здесь)…

Но есть у MiniDrone одна интересная особенность, которую можно объяснить только с точки зрения влияния социума на мир технологий. Дело в том, что у него нет функции передачи данных с бортовой видеокамеры на управляющий гаджет. То есть покупатель, как авиамоделист советской поры, может с удовольствием наблюдать за смешными эволюциями машинки, но отнюдь не может поглядеть на мир «глазами дрона» (одна из самых привлекательных возможностей, даваемых «старшими братьями», особенно AR.Drone 2.0)…

Решение, на первый взгляд, странное… Взять да и убрать интереснейшую функцию у модели, которая имеет шансы стать весьма массовой: цена не объявлена, однако явно будет ниже трёхсот долларов или евро в США или ЕС за старшие модели. Но представим себе цепочку событий. Ребёнок получает дрон с видеокамерой и подвешивает его у окна ванной соседки, выведя трансляцию в интернет. Сюжет множества подростковых комедий. Но дальше — всё вскрывается, идёт иск в суд… При любом исходе адвокаты заработают хорошо, и угадайте — за чей счёт…

У Jumping Sumo впереди QVGA-камера
У Jumping Sumo впереди QVGA-камера.

Так что Parrot поступила вполне грамотно. Не «загрубляя» характеристик моделей старших, выпустила интересную игрушку, куда более безопасную в плане проблем, которые ребёнок может создать родителям. А вот наземный робот Jumping Sumo, появление которого оказалось новостью и для обозревателей, и для конкурентов, зрение QVGA-качества имеет. Он также работает от аккумуляторов, управляется от смартфона на расстоянии 50 метров через новейшую модификацию Wi-Fi 802.11ac и инерциальную систему управления с гироскопами и акселерометрами. Колёса с независимым приводом позволяют разворачиваться на месте и даже прыгать на метр (видео здесь)…

Энергии Jumping Sumo хватает на двадцать минут движения. Впрочем, в отличие от летучей родни, он может и стоять на месте в течение сеанса игры… Цены и точные сроки поставок новых игрушек Parrot не называет, но никто не сомневается, что появятся они на рынке ещё в этом году и будут вполне доступны по цене. И это — очень интересно для всего рынка «умных машин». Дело в том, что для своих дронов Parrot применила заимствованный из ИТ принцип открытой архитектуры. Запчасти поставляются отдельно и совместимы между собой. А это даёт потребителям принципиально новые возможности.

Можно купить аккумулятор побольше, увеличив или время полёта, или полезную нагрузку. Скажем, подвесив камеру Full HD или ещё более зоркую — FLIR (Forward looking infrared), которую нынче встраивают в чехлы смартфонов. Кстати, введшая эту технологию Texas Instrument смогла широко распространить её благодаря стандартным модулям Common Module… А тут дрон уже превращается в очень полезный инструмент — скажем, коммунальщикам: осмотреть швы панелек и определить места, нуждающиеся в утеплении. С земли этого не сделать, у дешёвой ИК-техники разрешение низко, надо подлететь поближе…

Ну а прыгучий Jumping Sumo вполне годится для того, чтобы осматривать квартиру в отсутствие владельца: ныне такая функция легко реализуется заведением стационарных камер на NAS, но тут-то машинка может полазить вдоль труб, посмотреть, не заливаешь ли ты кого, а задрав камеру, взглянуть, не заливают ли тебя… Для тех же, кто живёт в коттедже, полезных функций куда больше — скажем, посмотреть после ураганного ветра, не нуждается ли крыша в ремонте (здоровому мужику ползать по ней без нужды чревато внесением повреждений и туда, где их не было).

Правда, авиационные правила ряда стран ограничивают возможности употребления дронов (скажем, в США им запрещено летать выше 120 метров и использоваться в коммерческих целях). Но ведь и перед первыми автомобилями пытались пустить человека с предупредительным флагом… А для личных целей и в качестве платформы для экспериментальной отработки робототехники сейчас предложении интересный и общедоступный набор дронов!