Столица Ирландии, быть может, и не сравнится по уровню транспортных проблем с крупными мегаполисами, где живут миллионы человек, однако пробки в Дублине не редкость. Среди постоянных забот дублинского городского совета — ремонт и усовершенствование дорог, а также взаимодействие с транспортными компаниями. Подразделение совета, отвечающее за транспорт, стремится предугадать, какой будет потребность города в новых дорогах, трамвайных путях и выделенных автобусных полосах, а затем предлагает соответствующие пути развития. Одним из них стала продвинутая система контроля дорожного движения, которая была разработана в сотрудничестве с IBM.

До внедрения новшеств диспетчеры могли отслеживать лишь общий статус автобусных маршрутов. То есть водитель отмечался на конечной станции, но пока автобус находился в дороге, узнать о нём что-либо было невозможно. Новая система включает в себя датчики GPS в каждом автобусе и карту, на которой диспетчер может видеть местоположение автобусов. По ним же можно определить и общую загрузку дорог и в случае надобности принять меры. Ранее в случае возникновения заторов диспетчерам приходилось последовательно перебирать камеры слежения в надежде, что одна из них будет обращена на проблемный участок дороги.

Ирландские автобусы

За поддержкой в создании системы анализа накапливающейся информации городские власти обратились в местное отделение IBM. Там имеется центр развития технологий «умного города» (IBM Smarter Cities Technology Centre), в котором занимаются именно такими задачами. Данные GPS и расписания автобусов теперь предоставляются IBM, где их загружают в систему InfoSphere Streams. Она, применяя аналитические алгоритмы, предсказывает время прибытия автобусов, время в пути и даже пытается заранее оценить, в каких точках города могут возникнуть заторы.

Существование дублинского центра IBM, работающего над технологиями «умного города», не случайно. Дублин в IBM выбрали в качестве места для разработки и тестового внедрения новых систем, создающихся в рамках инициативы Smarter Planet (читатели технических изданий наверняка не раз сталкивались с её рекламой). Идея Smarter Planet сводится к тому, чтобы улучшать жизнь и экологию за счёт сведения воедино большого количества информации из разных источников.

Ирландские автобусыПервым делом в дублинском отделении IBM совместили данные геопозиционирования с расписанием. Это дало возможность узнать, какие из автобусов поспеют в нужное время к нужной точке. Автобусов в Дублине всего около тысячи, и InfoSphere без труда справилась с отображением маршрутов на карте города в режиме реального времени. Эти данные возвращаются в диспетчерскую, и у каждого из её работников на столе имеется два монитора: один показывает карту с маршрутами, другой — приборную панель с разнообразными показателями. Оператор может посмотреть список автобусов, находящихся в пути, и увидеть, какие из них запаздывают. Как только из таблицы или карты станет очевидно, что автобус стоит в пробке, диспетчер может включить картинку с соответствующей участку камеры слежения, оценить ситуацию и попытаться решить проблему до того, как пробка успеет вырасти.

Данные используются не только для сиюминутного выявления проблемных ситуаций, но и для оценки работы всей системы в целом и даже для городского планирования. Отчёты IBM показали, что в часы пик автобусы, вышедшие на линию позже, иногда нагоняют или даже перегоняют предыдущие рейсы. Собираемая информация помогает ответить, как правильно ли выбрано время работы выделенных полос, в каких местах можно было бы добавить новые выделенные полосы и специальные светофоры для автобусов и так далее. Получив столь подробные данные, дублинский городской совет даже решил создать отдельную команду, которая будет отвечать за улучшение дорожных условий для публичного транспорта.

Для IBM же следующей задачей станет изучение данных трамвайных маршрутов. Власти Дублина планируют перераспределить парковки бесплатных общественных велосипедов таким образом, чтобы пассажирам трамваев было удобнее добираться от остановки до конечного пункта, после того как они выйдут из вагона.

В будущем планируется подключить к решению задачи метеорологические данные, а также создать сеть датчиков, расположенных под покрытием дороги и позволяющих собирать информацию о каждой проезжающей машине. Но дорожными проблемами в IBM ограничиваться не собираются: следующими областями для экспериментов станут системы водо- и электроснабжения.