Сбор и анализ большого количества данных может улучшить практически что угодно — по крайней мере такое впечатление складывается, когда читаешь, как при помощи статистики удалось создать более удобные модели бюстгальтеров. «Большие данные» могут сделать нашу одежду лучше — даже при изготовлении серийным методом, а не на заказ. Весь секрет в том, чтобы иметь на руках более детальную информацию.

Создатели стартапа True&Co предложили радикально новый подход к процессу покупки лифчиков. Однако чтобы оценить революционность, нужно понимать, в чём были сложности. Если для мужчин процесс покупки нижнего белья не представляет никаких проблем (достаточно прихватить у кассы пару пачек носков и трусов нужного размера, качества и расцветки), то для одарённой бюстом половины человечества всё куда более замысловато.

Screen Shot 2013-11-16 at 3.56.39

Несмотря на кажущуюся простоту, лифчик — довольно сложный предмет одежды с множеством варьирующихся параметров. Дизайнеры обычно подбирают их, то и дело давая моделям примерять результат работы, однако в итоге неизбежно получается одежда, подходящая моделям, но не всегда — покупателям, даже если номинально размер совпадает. Отсюда и проблемы: соскальзывающие лямки, впивающиеся в тело края чашечек и так далее.

Именно поэтому по-разному сложенные люди выбирают разные бренды одежды. В случае с бюстгальтерами дело осложняется ещё и тем, что процесс измерения размера и примерки интимный, к тому же нередко связан с переживаниями относительно своей фигуры.

Фирма True&Co предлагает менее мучительный и трудоёмкий способ. Покупательнице достаточно заполнить анкету на сайте, и после этого ей будет предложено на выбор несколько марок бюстгальтеров. Определив нужный и дождавшись доставки, можно без спешки померить его у себя дома. Если не подойдёт — отослать обратно и заказать другой, а деньги за первый вернут на карточку. Всё просто и максимально комфортно.

Процесс сильно напоминает аренду фильмов в «старом» Netflix. До эпохи онлайнового видео этот американский сервис славился простотой, с которой позволял брать DVD напрокат: достаточно было выбрать на сайте интересующие фильмы и дождаться доставки, а после просмотра — отправить обратно (ну и, естественно, не забывать платить за подписку). Сравнение True&Co с Netflix неслучайно: технический директор стартапа раньше работал именно в Netflix. И, как и Netflix, True&Co использует множество параметров для выдачи актуальных рекомендаций.

Вопросы, на которые отвечают пользователи True&Co, позволяют порекомендовать им те товары, которые подойдут с наибольшей долей вероятности, а по результатам примерки женщин ждёт повторный опрос. На сегодня в True&Co собрали и проанализировали данные более чем двухсот тысяч пользователей и насчитали около шести тысяч типов уникальных фигур и размеров. Столь точная классификация помогает подобрать нужную марку, модель и размер, однако основатели True&Co пошли ещё дальше, и начиная с октября 2013 года компания будет выпускать одежду под собственным брендом.

Работает ли бизнес только лишь потому, что основателям фирмы удалось найти и решить уникальную проблему? Скорее всего — нет, и идеально подходящие бюстгальтеры — это, конечно, только самое начало. Любая одежда выиграет от введения тонкой градации моделей и размеров, основанной на достаточном количестве данных. И мужчины, оказывается, нуждаются в такой одежде ничуть не меньше, чем женщины.

Screen Shot 2013-11-19 at 15.40.02

За доказательствами далеко ходить не нужно: достаточно взглянуть на Kickstarter, где во множестве плодятся разнообразные проекты стартаперов-«портных». Некоторые даже предлагают работать по старинке — приезжать к клиенту на дом и снимать мерки, чтобы потом принимать заказы на одежду. Но идея начать со сбора и анализа данных куда популярнее.

«Старые размеры (S, M и L) были разработаны на основе стандартов пятидесятилетней давности, — гласит текст на странице Stantt. — Мы хотим начать сначала. И лучшее начало — это данные». Создатели этого стартапа пока что специализируются на одном товаре — мужских рубашках. Вместо того чтобы примерять рубашки на моделей, в Stantt поступили по-современному и воспользовались трёхмерным сканером. Собрав достаточно данных о том, как может выглядеть мужской торс, разработчики создали алгоритм, который генерирует выкройки рубашек. Начать планируется с пятидесяти различных размеров.

Пользователям Stantt придётся самостоятельно измерять свою талию, грудь и длину рук, а также платить около 100 долларов за рубашку. Но судя по тому, что стартаперам удалось собрать на Kickstarter почти всемеро больше денег, чем планировалось, спрос есть, и неплохой.