Совсем ещё недавно, при подведении итогов прошлого года, планшеты были именно тем устройством, которое радовало аналитиков компьютерного рынка и внушало радужные надежды маркетологам. Именно планшетам, казалось бы, суждено было подхватить эстафету у традиционных компьютеров, десктопов и ноутбуков, и понести её к горным высям ещё больших котировок и капитализаций.

Но вот аналитики из Digitimes Research взяли да и вылили за шиворот почтеннейшей публике немного ледяной воды. Оказалось, что продажи планшетов — падают. Уже два квартала подряд. 29,3 миллиона устройств, которые ушли к покупателям во второй четверти 2013 года, — это на 8,2% меньше, чем в квартале предыдущем (хоть и на целых 46% выше, чем во втором квартале 2012-го). Но первый квартал, хоть и прибавил на две трети по сравнению с началом прошлого года, показал падение по сравнению с последней четвертью позапрошлого. Причём падение больше чем на четверть — на 26,1%… И если списать итоги первого квартала можно на традиционный спад после «рождественского» пика продаж, после того известного состояния, когда ушат холодной воды — наряду со жбаном рассола — кажется высшим благом цивилизации, то теперь это уже не выйдет. Спад продаж второй квартал подряд — это звоночек. О том, что пик пройден. Пик локальный или глобальный — покажет будущее. Но проблемы у рынков и производителей уже возникли… На известной выставке Taipei Computer Application Show планшеты пошли уже с 10–20-процентными скидками. (Ну а при закупочных переговорах, имея железную волю и чугунный афедрон, цену наверняка можно сбить и сильнее…) Любопытно, да?

Apple Newton был первым…
Apple Newton был первым…

Что же произошло? Ну, посмотрим, что же такое планшет. Первым подобным устройством — общим предком не только «таблеток», но ещё и полузабытого класса наладонников — был Apple Newton. Первоначально проектировавшийся и во вполне «планшетных» вариантах с большим экраном. Архитектор, скажем, мог набрасывать на нём эскизы во время диалога с клиентами (ныне такие сценарии таскаются по рекламам и смартфонов сверхбольших диагоналей, и мелких планшетов). Но, присутствуя на рынке с 1993 по 1998 год, он так и не достиг успеха. Дорог, велик (не лез в большинство карманов; нынче к этим граблям бодро маршируют производители смартфонов: пятидюймовики в джинсовые рубашки уже не помещаются), не слишком стабильно работал рукописный ввод… И рискнём добавить еще одну, важнейшую причину. «Ньютон» делался всё же по идеологии интеллектуального устройства индустриальной эпохи. Над ним витали тени логарифмических линеек, инженерных калькуляторов: анонсировалось довольно много пакетов такого назначения. Но — для успешного сбыта ИТ-продукции в постиндустриальную эпоху нужно что? Правильно, массовость. Только она позволяет окупить вложения в разработку кристаллов и строительство фабов (ну и всё прочее). А чем интересен постиндустриальным экономикам массовый человек? Правильно, способностью потреблять! (С большей или меньшей квалификацией — без разницы…)

Янош Бойяи слишком обогнал своё время…
Янош Бойяи слишком обогнал своё время…

Вот поэтому и провалился «Ньютон», с его яблоком. (Говорят, что непризнанный творец неевклидовой геометрии Янош Бойяи, чьи идеи были так новы, что великий Гаусс предпочёл сделать вид, будто не получал писем с его работами, завещал посадить на его могиле яблоню — в память о трех яблоках: Евы и Париса, ввергнувших Землю в ад, и Ньютона, вернувшего планету в круг небесных тел…) Но Apple блистательно усвоила урок и осенью первого года первого века третьего тысячелетия вывела на рынок идеальное устройство для прослушивания массовым человеком музыкальных записей — iPod. С гениальным девизом — «1000 songs in your pocket»! Символ потребительства — карман, а теперь в него можно засунуть ещё и то, что когда-то было служением Музам, — музыку…

Семейка iPod’ов своим рыночным успехом взяла реванш за провал высоколобого «Ньютона»!

И массово успешные планшеты вывела на рынок именно «фруктовая корпорация». В очень и очень правильный момент — когда встала задача потребления уже более «тяжелого» контента — аудиовизуального. Это было обусловлено прежде всего развитием технологий. Планета оказалась опутанной сетью оптоволоконных кабелей высокой пропускной способности. (Кстати, поразительно сложно после 9/11 найти достоверную информацию об их структуре) Развитие микроэлектроники предоставило кристаллы с высокой производительностью и приемлемым энергопотреблением. Развились беспроводные сети… Так что iPad появился сугубо вовремя. Триста тысяч штук, проданных в первый же день — 3 апреля 2010 года. Миллион штук за четыре недели…

iPad пришёл абсолютно вовремя…
iPad пришёл абсолютно вовремя…

Если век назад империалистические державы всячески боролись за чужие рынки, то с продажами iPad вышло наоборот: янки расхватывали их так усердно, что пришлось на месяц сдвинуть начало зарубежных продаж (это не помешало обзавестись ими адептам модернизации и прогресса). Каждый шестой пользователь iPhone готов был приобрести «коврик» в ближайшие полгода. Затем пришли и новые модели, вплоть до Retina с действительно очень хорошим дисплеем.

Дисплеи Retina очень хороши…
Дисплеи Retina очень хороши…

В конкуренцию вступили и новые игроки, представившие не худшие изделия (не только матёрые гиганты рынка, но и новички из Поднебесной). Закипели патентные войны… Кстати, поразительно поучительные! Ну сколько лет говорит нам либеральная общественность про независимость судов и разделение властей! (А думцы – о защите интеллектуальной собственности — как императиве прогресса…) А вот администрация мистера президента Обамы наложила вето на решение Комиссии по международной торговле (U.S. International Trade Commission) запретить импорт и продажу ряда ранних моделей «яблочных» телефонов и планшетов, как нарушающих патентные права Samsung Electronics Co. Это первое такое вето за четверть века — активное вмешательство в правила международной торговли; им очень довольны были в Apple Inc. и расстроены в Samsung Electronics Co. — ведь тут же мелькнули AAPL +1,27%, SE -0,93%. То есть акции «яблочных» прибавили, а «Самсунга» — опустились… Нет, флот атомных авианосцев поразительно полезная вещь и в политкорректном мире, и очень символично, что на правила международной торговли плюют именно в интересах игроков рынка планшетов!

Атомный авианосец - поразительно полезная штука: он даёт возможность плевать на правила международной торговли…
Атомный авианосец — поразительно полезная штука: он даёт возможность плевать на правила международной торговли…

Но вряд ли даже поддержка властей мегадержавы серьёзно исказит работу рыночных механизмов. И если пик рынка планшетов действительно пройден, то возникает вопрос: а что будет дальше? Кто будет двигать массовый ИТ-рынок? Кто окажется народным аналогом «облачных» и высокопроизводительных вычислений на рынке корпоративном?

Тут хорошо вспомнить классику… «Ученые, в области географии, обозначают неизвестные им земли на самом краю карты, делая иногда надписи, что за ними — «безводные, кишащие зверями песчаные пустыни», или: «непроходимые болота», или: «холодная Скифия», не то: «Ледовитое море»…» (Плутарх, «Тесей», пер. В. Алексеева). Так что — будем осторожны в прогнозах. Но, скорее всего, можно предположить, что и за гранью планшета новым рекордсменом рынка окажется устройство (или устройства), ориентированное на потребительский сегмент. Массовый человек ценен ИТ-рынку именно как потребитель, и тенденция эта, вероятнее всего, сохранится. А планшет — уже достиг в охваченных им областях предела. Клавиатура требовала когда-то знания письма и умения координировать действия десятка пальцев. Отказ от командной строки в пользу мыши снизил нагрузку на головной мозг. С планшетом — ещё проще; шестилетний ребёнок в многодетной семье с помощью такого семидюймового устройства удовлетворяет свои культурные потребности и использует его как киберняньку для меньших детей: читает под одеялом, запускает через обретшую вторую жизнь магнитолу записи сказок, выводит на панель мультики, хранящиеся на жестком диске домашнего сервера… И расти разрешению некуда: на новом Nexus 7 предел достигнут (ну, правда, есть ещё и динамический диапазон).

Новый Nexus 7 вышел на предел по разрешению
Новый Nexus 7 вышел на предел по разрешению.

Так что следующее устройство имеет шансы быть или более сопутствующим потребителю, или позволяющим ему потреблять новые виды контента. Стереоскопический, тактильный, одорационный. Скажем, очки. Гоним два сигнала по левому и правому каналу и имеем стерео. Когда с изоляцией от окружающей реакции, когда с её корректировкой (как в Изумрудном городе; счастлив был Волков, что жил в Стране Советов, плюющей на копирайтные права янки, как ныне мистер Обама проделывает это с патентными правами корейцев), а когда и с дополнением (ну, это, как и расчётные потенции «Ньютона», для немногих). И добавляем ощущения осязательные и запаховые. Электромеханикой, испарением ароматиков в нужной последовательности (впрочем, они дают мозгу не очень много сигналов). Позволяющим управлять прибором с помощью жестов уже не на плоскости, а в пространстве: полезно для игр… Главное — потребительский аспект. Штука должна вызывать у массового человека желание купить; гордость — у обладающего, комплекс униженности — у лишённого её. И тогда потребительскому сегменту ИТ-рынка не страшны будут никакие экономические кризисы.