В последнее время на многих компьютерных выставках анонсируются мониторы с разрешением 4K Ultra HD. Одним из них стал ASUS PQ321, показанный вчера на Computex 2013. Монитор оснащён IPS матрицей с диагональю 31,5″, соотношением сторон 16:9 и разрешением 3840×2160 пикселей.

Монитор ASUS PQ321 на выставке Computex 2013 (фото: engadget.com)
Монитор ASUS PQ321 на выставке Computex 2013 (фото: engadget.com)

Ранее на другой выставке (CES 2013) демонстрировались аналогичные телевизоры. Главное отличие обсуждаемых сегодня новинок заключается в том, что разрешение 4K UHD удалось разместить на экране серийных моделей мониторов с диагональю менее 32 дюймов. Теперь за экраном со сверхвысоким разрешением можно работать с привычного по компьютерными меркам расстояния – до метра. При этом не придётся сильно крутить головой, переводя взгляд с одного угла экрана на другой.

Нашумевший в январе телевизор Samsung UN85S9 обладал таким же разрешением на 85 дюймах. Затем появились телевизоры класса 4K UHD с диагональю 55 дюймов. Тогда это казалось прорывом, но использовать их в качестве мониторов было бы, мягко говоря, затруднительно. Как шутили по этому поводу в комментариях, чтобы посмотреть время, надо будет вставать с кресла и идти к трею пешком. Приемлемый угол обзора появлялся, если расположиться от экрана метрах в трёх. С такого расстояния комфортно смотреть фильмы, но не работать с текстом и графикой.

Модель ASUS PQ321 — совсем другое дело. Такой монитор можно уместить на столе — он не слишком широкий и очень компактный для данного разрешения. Толщина в 35 мм достигается за счёт использования светодиодной подсветки. На сегодня это один из самых тонких и лёгких мониторов класса 4K. Глубина цветопередачи составляет 10 бит на канал. Максимальная яркость заявлена на уровне 350 кд/м2, а время отклика (GTG) понижено до 8 мс.

Монитор ASUS PQ321Q (фото: asus.com)
Монитор ASUS PQ321Q (фото: asus.com)

Как и другие мультимедийные мониторы, PQ321 имеет встроенную стереосистему. Дизайн спроектирован таким образом, что наличие динамиков мощностью 2 Вт едва угадывается. Подставка обладает тремя степенями свободы. Можно регулировать высоту, угол поворота и наклона дисплея. Среди интерфейсов присутствуют два порта HDMI и DisplayPort. Поддерживается функция «картинка в картинке». Сегодня была озвучена ориентировочная цена — 3800 долларов.

Если вам кажется, что это дорого, то взгляните на модель Sony PVM-X300. Это уже не мультимедийный, а профессиональный вещательный тридцатидюймовый монитор в алюминиевом корпусе с активной матрицей a-Si TFT, соотношением сторон 17:9 и разрешением 4096×2160. Он стоит в восемь раз дороже.

Монитор Sony PVM-X300 (фото: sony.com)
Монитор Sony PVM-X300 (фото: sony.com)

Восемь видеовходов (десять в версии 1.2), расширенные настройки цветопередачи и множество алгоритмов автоматической обработки изображения. Настоящий праздник для работников телевидения, проектировщиков, дизайнеров и просто обеспеченных людей. Ведь главным недостатком таких мониторов остаётся их цена.

В конце 2012 года анонс Sony PVM-X300 был сделан для Азиатско-Тихоокеанского региона. С весны 2013 модель стала доступна и в других странах, включая Россию, а в продаже появились обновлённые версии (v.1.1 и 1.2). Монитор можно подключить к медиаплееру формата 4K, воспроизводящему видео сверхвысокой чёткости со скоростных карт памяти Sony SxS PRO+. Скорость чтения достигает в пике 1,6 Гбит/с, а скорость записи – 1,5 Гбит/с.

Карта памяти Sony SxS-Pro ёмкостью 64 ГБ (фото: sony.com)
Карта памяти Sony SxS-Pro ёмкостью 64 ГБ (фото: sony.com)

Пока что доступны карты памяти объёмом 64 Гб и 128 Гб. Их ёмкости явно мало, поскольку 128 Гб хватает лишь на 20 минут видео в формате XAVC Intra 4:2:2 60p. Чтобы уместить больше, сейчас приходится использовать формат сжатия HD MPEG2 4:2:2 30p. Тогда на карту можно записать до 240 минут.

Впрочем, подключение медиаплеера к такому монитору сейчас выглядит баловством. Соответствующего контента крайне мало, а для максимального в своём классе разрешения и множества видеовходов можно найти более актуальные и серьёзные задачи.

Визуальная область рабочего пространства всегда была сдерживающим фактором в работе и развлечениях. Проектирование, вёрстка, ретуширование фотографий, монтаж видео и современные компьютерные игры – всё это требовало экрана побольше, но без потери детальности. Поэтому исходный и конечный кадр, панели инструментов и свойств, огромные схемы и окна приложений часто распределяли на несколько мониторов.

Казалось бы, такой вариант неизбежно канет в лету с появлением дисплеев стандарта 4K UHD. Ведь каждый из них обеспечивает бо́льшую рабочую область, чем четыре объединённых монитора с разрешением FullHD. Однако оба решения по-прежнему актуальны, так как имеют свои наборы сильных и слабых сторон.

Очевидным недостатком сборной ЖК-панели видится сегментированное изображение. Рамки мониторов портят вид и скрадывают ощущение целостности. Производители пытались бороться с этим, и самое оригинальное решение предложила в 2006 году компания с говорящим названием Seamless Display. Она представила составной монитор с диагональю 50 дюймов, объединив три обычных двадцатидюймовых с разрешением 1600×1200. Модель Radius 320 обладала разрешением 4800х1200 пикселей, что уже семь лет назад позволило наполовину приблизиться к возможностям стандарта 4K. Переходы между отдельными ЖК-панелями скрадывались покрытием с эффектом призмы – смотрите видео.

Такие дисплеи не получили широкого распространения, но заняли своё место в узкоспециализированных областях применения. Ещё раньше по предложенной технологии Seamless Display выпускались модели с разрешением до 10000×3480 – почти 35 мегапикселей.

Сейчас гораздо чаще можно увидеть произвольные составные варианты. Отдельные мониторы трудно настроить так, чтобы они имели одинаковую яркость и цветопередачу. Сборную панель сложнее закрепить и подключить. Ниже представлены варианты крепления трёх мониторов DELL на подставке XFX Eyefinity Monitor Stand. Она удерживает три монитора с диагональю до 24 ″ практически под любым углом и сама стоит как монитор.

Подставка XFX Eyefinity Monitor Stand для трёх мониторов (изображение xfxforce.com)
Подставка XFX Eyefinity Monitor Stand для трёх мониторов (изображение xfxforce.com)

Как видно, в случае отдельных мониторов доступно больше вариантов геометрической конфигурации. Составной дисплей может быть прямоугольным, почти квадратным или вовсе напоминать фигуру из тетриса. Самое главное – он не обязан быть плоским. Боковые сегменты можно повернуть на произвольный угол, добиться перпендикулярного расположения экрана линии взгляда и оптимального расстояния от глаз до изображения на любом мониторе.

Производители дисплеев высокой чёткости тоже стремятся достичь подобного эффекта и делают их вогнутыми. Впрочем, пока это скорее эксперимент, чем направление развития.

Вогнутый 3D OLED экран компании LG (кадр из видеоролика на CES 2013)
Вогнутый 3D OLED экран компании LG (кадр из видеоролика на CES 2013)

Среди сильных сторон 4K мониторов выделяется даже не целостность и удобство подключения, а максимальная детальность изображения. Если у большинства мониторов с разрешением FullHD плотность расположения пикселей составляет 96 PPI, то у дисплеев стандарта 4K она в полтора раза больше и начинается от 140 PPI для тридцатидюймовых моделей. Разглядеть отдельные пиксели невооружённым глазом будет трудно даже с очень близкого расстояния.

В течение года производители представят и другие модели сверхвысокого разрешения, продолжая уменьшать площадь экрана. Осенью ожидается выход монитора Panasonic BT-4LH310 с диагональю 31 дюйм и разрешением 4096×2160. На очереди ещё более компактные модели. Однако больше – не всегда лучше. Отрицательные стороны увеличения пиксельной плотности мы уже наблюдаем на экранах планшетов и ноутбуков.