Стартаперов, обивающих пороги венчурных фондов в поисках финансирования для своего проекта, в России сегодня много. Вместе с тем не все проектные команды, просящие инвестиции, хорошо представляют себе формат своего будущего взаимодействия с инвестором, если таковой в жизни их бизнеса появится.

Сегодня – несколько моих советов стартаперам по поводу взаимодействия с инвестором. Требования к поведению основателей проекта составлены на основе материалов одного из фондов, с которым я близко сотрудничаю и за процессом отбора компаний которого я наблюдаю постоянно.

По информации инвесторов одного из фондов, к ним часто поступают заявки, которые просто нельзя было присылать на рассмотрение. Некоторые стартаперы всерьёз думают, что единственное, что они должны сделать, чтобы получить деньги, — это послать резюме и ждать от инвестора согласия на сделку. Более того, немало инноваторов решаются фактически «угрожать» потенциальному инвестору, требуя контактную и финансовую информацию о нём, чтобы доказать, что у него есть деньги, прежде чем руководитель будет даже готов сказать им, какой проект они просят финансировать, или даже если они вообще хоть что-то имеют.

Есть такие стартаперы, кто производит впечатление «рыбака», который просто пытается узнать контактную информацию о любом инвесторе, чтобы использовать полученные сведения для своих личных махинаций — продать эту информацию и сказать о том, что у команды есть «прямой контакт с инвестором». Да, с некоторыми инвесторами действительно можно связаться — и разрушить при этом любую потенциальную возможность, потому что у тех, кто попытается связаться столь навязчивым способом, нет понимания того, как иметь дело с компетентным инвестором или какую информацию любой инвестор запрашивает.

Так что, боюсь, совсем не удивительно, что огромное число основателей проектов, направивших свои запросы в венчурные фонды, ответа не получают…

Вот такая открытка набирает в Facebook "лайки" инвесторов
Вот такая открытка набирает в Facebook «лайки» инвесторов

Причина проста: инвесторы отнюдь не глупы, а разработчики не подготовлены. Инноваторы должны показать инвестору стимул к проведению сделки именно с ними, найти способ выделить именно их проект из толпы подобных. Многочисленные заявления от авторов проектов, в которых говорится:»Информация о проекте будет направлена после письма о том, что наш проект заинтересовал Вас, или после получения от Вас Письма о намерениях», — не волнуют инвестора.

Это ведь вы хотите получить финансирование проекта. И вы должны лезть из кожи вон. И если инвестор всё-таки обратится к вам за минимальной информацией о проекте, то необходимо предоставить ему:

— Стратегию развития проекта;
— Описание бизнес-модели проекта;
— Инвестиционную программу;
— Полный бизнес-план;
— Доказательства того, что у проекта есть контракт для продажи продукта или обслуживания, которое он создаёт, или «бесспорное» доказательство, что такой контракт может быть получен (обоснование рыночной востребованности продукта проекта);
— Доказательства того, что как любое, так и все лицензии и разрешения, требующиеся для управления соответствующим производством, или имеются, или запрошены и подтверждены письмом от конкретной госструктуры, о том, что документы находятся в процессе оформления;
— Доказательства того, что компетентный подрядчик был отобран и согласился (в письменной форме), обеспечить необходимое строительство и монтаж для проекта;
— Доказательства того, что надлежащие страховые полисы на месте, или письмо от авторитетной страховой компании о том, что такая страховка может быть получена.

И подобный пакет документов – объективное требование. Никакой компетентный инвестор не собирается тратить месяцы, чтобы помочь команде собрать её бизнес-план, или иначе провести время, «рассказывая» вам о рынке, в который вы целитесь. Инвесторы хотят иметь дело с компетентными руководителями, которые понимают свой проект и свою отрасль.

Отсюда — статистика российского предпринимательства: из всех зарождающихся бизнесов в стабильные компании вырастают лишь 6 процентов от всего числа проектов. Остальные – гибнут, не выбравшись даже далее «посева».

И это не трагедия. Это лишь повод более ответственно относиться к тому, что ты запускаешь свою компанию. «Более ответственно» для меня означает максимальное погружение в собственное дело и понимание рыночной механики. Главным образом инноватор должен понимать, что коллектив разработчиков или коллектив авторов изобретения – это отнюдь не команда. Команда – это совокупность компетенций, носителями которых выступают люди. И инвестор доверяет свои деньги, по сути, не понравившимся ему ребятам, а тому самом «набору компетенций», которые они из себя представляют и благодаря которым они смогут заработать. Гениальна ли их идея или она представляет собой что-то «средненькое», вопрос второй. Главное – востребованность изобретения на рынке и то, что стартаперы видят, какими способами они могут получить на этом прибыль. А это возможно лишь тогда, когда в команде проекта есть человек с предпринимательским мышлением: он не обязательно должен закончить MBA, он должен только уметь находить деньги и превращать их в новые деньги. Я сам знаю многих ребят, которые, не имея связанного с экономикой образования, построили великолепные бизнесы — только собственным трудом. Просто они понимали, как можно выгодно продать свой проект, и чувствовали, угадывали перспективность тех или иных сделок. Это то самое предпринимательское чутьё, без которого на рынке успеха не достигнешь.