Иногда, чтобы сделать великое изобретение, достаточно перевернуть уже существующий объект «вверх ногами». Это один из фундаментальных принципов теории изобретательства, но насладиться демонстрацией его применения, к сожалению, удаётся не часто. Сегодня ночью такая возможность нам предоставилась. Исполняя данное ещё неделю назад обещание, Марк Цукерберг в калифорнийской штаб-квартире компании Facebook продемонстрировал Facebook Home. Не собственный телефон и не свою версию Android, как ждали все. Скорее телефон и операционную систему в одном лице и в то же время — гениальный «перевёртыш», построенный на инвертированных свойствах знакомого каждому объекта.

На самом деле всё очень просто. Home — это мобильное приложение, превращающее главный («домашний») экран смартфона, а в будущем и планшетки в новостную ленту с вашего личного фейсбуковского аккаунта. Больше нет нужды рыться в списке приложений, что-то запускать, ждать загрузки. Фотографии, сообщения, статусы — всё это льётся теперь непрерывным потоком прямо с главного экрана и, даже когда телефон заблокирован, выводится на lock screen. Работа с Home максимально упрощена: никаких меню и иконок, «лайк» производится двойным кликом по экрану, свежее сообщение раскрывается кликом по всплывшему лицу. Основная часть контента скачивается в периоды бездействия (например, ночью), избавляя таким образом и от ожидания, и от повышенной нагрузки на канал и процессор днём, когда они нужны для других задач.

Взяли смартфон в руки? Всё, вы уже в Фейсбуке! Привычное движение пальцем для отключения блокировки - и на экране всплывут последние новости вашего социального графа
Взяли смартфон в руки? Всё, вы уже в Фейсбуке! Привычное движение пальцем для отключения блокировки — и на экране всплывут последние новости вашего социального графа

Впрочем, Home — не рядовое приложение. Правильней будет назвать его посредником-интегратором: Home работает надстройкой над операционной системой Android, перенаправляя на себя некоторые системные события и позволяя фокусы, которые прочим приложениям не разрешены. Даже оставаясь в фоне, Home всегда активно и, к примеру, может в любой момент уведомить вас о новом сообщении от друга, выведя на экран его миниатюрное фото (эту функцию назвали chat heads — букв. «чат-головы»). И, конечно, всегда после включения телефона и даже только бросая на него мимолётный взгляд, чтобы посмотреть время, вы снова видите Home. Отныне Фейсбук с вами везде и всегда.

Так в чём же гениальность? В незаметном перевоплощении: если обычный смартфон фокусируется на приложениях, смартфон с Home фокусируется на людях. Из просто умного телефона смартфон превращается в телефон социальный. Когда малейшие препятствия на пути к общению устранены, когда ваши друзья и знакомые, весь ваш социальный граф находятся даже не на расстоянии клика, а постоянно присутствуют перед глазами, бросить весточку, выставить статус, поделиться или прокомментировать снимок становится делом естественным, не требующим ни малейшего усилия.

Для команды Цукерберга «социофон» стал логичным ответом на вопрос: что ещё можно сделать, чтобы облегчить процесс общения? Согласно её собственной статистике, пользователи Facebook, владеющие смартфоном, тратят четверть своего мобильного времени на пребывание в соцсети. Так почему не сделать дорожку короче, избавив клиента от необходимости запускать приложение или браузер, вспоминать логин и пароль? Home будет предустанавливаться в качестве стандартного пользовательского интерфейса на смартфоны всех желающих вендоров (в частности, разработанный специально под этот проект HTC First), а кроме того, распространяться через Google Play. И, честно говоря, идея кажется настолько привлекательной, что трудно представить, как смогут пройти мимо неё другие социальные сети. Готов поспорить, в течение года мы увидим официальные и неофициальные клоны Facebook Home как минимум для Google+, «ВКонтакте», Pinterest, Foursquare.

Скачать Home можно будет в Google Play с 12 апреля, но только в США и только для некоторых моделей HTC и Samsung. Планшетки и другие страны через несколько месяцев. Айфон? По словам Цукерберга, Home скорее перенесут под Windows
Скачать Home можно будет в Google Play с 12 апреля, но только в США и только для некоторых моделей HTC и Samsung. Планшетки и другие страны через несколько месяцев. Айфон? По словам Цукерберга, Home скорее перенесут под Windows

Таким образом, пусть и своеобразно, Цукерберг оправдал ожидания тех, кто мечтал заполучить смартфон от Facebook. Но трудно не заметить в Home и претензий на роль операционной системы. В конце концов, что такое та же Android? Да просто надстройка, набор библиотек, дополняющих ядро Linux. Facebook Home — такая же надстройка над Android. Теперь Марку с коллегами остаётся только расширить функциональность Home с простой демонстрации новостей до исполнения собственных приложений. Насколько можно судить по сказанному на презентации, пока что приложения, работающие внутри Facebook, работать в Home не смогут. Устранив это препятствие, Facebook фактически станет одной из самых популярных универсальных операционных систем: более миллиарда человек будут пользоваться ею на компьютерах и мобильных устройствах. Кто может похвастаться таким?

Тут, впрочем, мы исходим из предположения, что идея Home — идея превратить смартфон в социофон, который держит вас всегда в курсе дел, всегда доступным для знакомых, — найдёт отклик в сердцах пользователей Facebook. А с этим согласны не все. Пытая Цукерберга на презентации и резюмируя ключевые моменты после неё, западные журналисты на удивление много внимания уделили проблеме зависимости от соцсетей. Даже сегодня, когда для пользования социальными сетями требуется лишнее усилие в виде запуска приложения, они вторгаются в нашу жизнь, мешают работе, нормальному отдыху, общению (живому!) с семьёй и друзьями. И уже сегодня в обществе есть понимание этой проблемы. Что будет завтра, когда новостная лента станет встречать нас немедленно после включения смартфона? Не приведёт ли это к массовому оттоку пользователей, напуганных чрезмерной дозой «социального»?

Впрочем, для Facebook попробовать стоило в любом случае. Ведь Home для неё — это автоматическое увеличение рекламных сборов. В первое время рекламы в Home не будет, но со временем она появится там обязательно, что подтвердил лично Цукерберг. А состоявшееся слияние телефона с социальной сетью обещает новые возможности. Став неразлучным, постоянным спутником человека, Facebook сможет узнать о своём пользователе намного больше, чем изучая его только в те периоды, когда он соизволил зайти в свой социальный аккаунт. Это прямая дорога к принципиально новым формам рекламы, вроде высокоперсонализированных оповещений, привязанных к привычкам и особенностям человека, месту, моменту. К 2017 году рекламодатели будут тратить на сегмент мобильных устройств половину своих интернет-бюджетов. Facebook явно не намерена оставлять этот рынок ни Google, ни Microsoft, ни кому бы то ни было ещё.

Дело за вами. Поставите Home?