Новостная лента 14 марта 2013 года принесла много хорошего и приятного: конклав выбрал нового аргентинского Папу, который против абортов, отмены безбрачия священников, допущения женщин в клир и передастии; Samsung выкатил новую убийцу айфона — Galaxy IV с пятидюймовым экраном; Google заявил о прекращении 1 июля поддержки своего Reader’a. Одним словом — хлебный день.

И именно в такие дни моим любимым занятием становится игра в паззл: берешь осколки разрозненной информации и пытаешься сложить их в цельную картину. Не скажу, что у меня получилось что-то дельное с Папой Римским и новой телефонной лопатой от корейских ребят, зато разработка темы Google Reader дала совершенно неожиданные результаты. Спешу поделиться.

Начнем с самого события. На мой скромный взгляд, оно самое важное в сегодняшней ленте IT-новостей, хотя похоже коллеги это не осознали, предпочитая сосредоточиться на более фактурном ожидании Galaxy IV. А зря! Потому что демарш Google знаковый и с далеко идущими последствиями.

Итак, Google заявил, что он прекращает поддержку своего агрегатора RSS-каналов Google Reader. Этот агрегатор был создан всего лишь 7 лет назад и скромно позиционировался как «сервис, помогающий проводить больше времени за чтением того, что представляет для вас наибольший интерес». Теперь Reader закрывают по какой-то прямо-таки оскорбительной отмазке: популярность сервиса, де, стала уменьшаться, а компания Google концентрирует всю свою энергию на меньшем числе продуктов, надо так полагать, более успешных.

Тенденция с концентрацией Google, безусловно, объективна: компания давно уже убивает потихоньку одни сервисы и проталкивает другие. Можно предположить, что Google Reader закрыли для того, чтобы сосредоточиться на социальной (и никому не нужной) сети Google+.

Есть, однако, небольшая тонкость: Google Reader — это не еще один сервис, а нечто, принципиально выпадающее из всего многообразия продуктов Google. Сейчас поясню, что имею ввиду.

Я, конечно, понимаю, что не могу считать собственное времяпрепровождение эталоном или даже стандартом, но все-таки скажу для статистики: ежедневно я провожу в Google Reader около двух часов. Это — как минимум. Такая концентрация внимания хоть и не может считаться мейнстримом, однако она отражает весьма важное занятие в современном мире, перегруженном информацией: «RSS Reader — это гиковский способ получить доступ к множеству новостных сообщений и постов в блогах из самых разнообразных источников, чтобы затем все это организовать подходящим способом. Хотя сервис никогда не пользовался дикой популярностью, для определенных целеустремленных пользователей он играл ключевую роль» — пишет сегодня в Businessweek Джим Эйли.

О каких «целеустремленных пользователях» (dedicated users) идет речь? Я вам скажу, о каких: о людях, занимающихся дата-майнингом, то есть сбором, каталогизированием, обработкой и анализом информации. Причем занимающихся самостоятельно и без помощи услужливых добрых дядей (вроде того же Google), которые берут на себя тяжкое бремя подбора и фильтрации информации для пользователей. Делают это дело добрые дяди как бы добровольно и из благих побуждений, хотя я лично их об этом не просил.

Так вот: агрегатор RSS-каналов — это ключевой элемент в системе дата-майнинга, вернее — его первого этапа — сбора информации. Новости стекаются в мои клиенты для работы с Google Reader (RSSOwl на ноутбуке и ezFeeds на устройствах iOS), причем не просто бессмысленным потоком, а, во-первых, только по тем информационным каналам, которые я сам отбираю, во-вторых, только на те темы, которые мне интересны.

Динамика работы в пространстве Google Reader потрясает: несколькими кликами я создаю нужный мне запрос:

022_1

И через пару секунд получаю длинные список новостей, соответстующей всем заданным критериям поиска:
022_2

Эффективность работы с queries в среде Google Reader потрясающая: достаточно сказать, что ни один из альтернативных новостных агрегаторов, которыми я постоянно пользуюсь (360News, Zite, Brasil247, FlipNewsHindi, iМониторинг и т.п.) даже рядом не стоит ни по объему информации на входе, ни по гибкости запросов, ни по эффективности отлова информации.

И вот этот уникальный и замечательный сервис Google решил теперь прикрыть. Якобы из-за невостребованности и отсутствия интереса со стороны пользователей. Разумеется, отмазка эта для тупых леммингов и блондинок, которые самостоятельно не в состоянии сложить два и два. В чем же истинная причина закрытия Google Reader? Тут-то на помощь мне и пришел паззл, который удивительным образом сложился из парочки других новостей, на первый взгляд вообще не имеющих ни малейшего отношения к демаршу Google.

Итак, новость №2: Элисса Финк, директор по маркетингу Tableau Software, одного из активнейших игроков на рынке деловой разведки и аналитики (Business intelligence and analytics), заявила, что только «компании, ориентированные на сбор и анализ информации, постоянно обходят своих конкурентов в финансовом отношении», «обработка информационных данных таким образом, что они становятся доступны и просты в использовании для всех без исключения работников корпорации, позволит преобразовать всю деловую культуру данной организации и положительно сказаться на ее глобальных достижениях».

022_3

Не вдаваясь в детали корпоративного дата-майнинга, лишь приведу несколько цифр: сегодня деловая разведка и аналитика является четвертым по объему сегментом в разработках прикладного программирования. В 2013 году ожидаемый рост этого сегмента 7 % — до уровня 13,8 миллиардов долларов, в 2016 будет уже 17,1 миллиарда.

Что означает этот информационный сигнал? То, что дата-майнинг уже сейчас полным ходом преобразуется в ключевой козырь финансового успеха. Как на корпоративном уровне, так и на индивидуальном (умение работать с информацией, ее обрабатывать и анализировать — это паспарту вроде знания С++ 15 лет назад). Забавно на фоне этого вектора смотрится сообщение о сворачивании Google своего сервиса, который являлся одним из ключевых для этого самого дата-майнинга.

Новость №3: Дин Гарфилд, президент и генеральный директор Промышленного Совета по информационным технологиям США ( Information Technology Industry Council) вчера пожаловался, что правительство Индии делает все, что только может, для того, чтобы не допустить на внутренний рынок иностранные, и в первую очередь — американские IT-компании.

022_4

Почему Индия не пускает внутрь страны иностранные компании информационных технологий? Наверное потому, что Индия понимает беспрецедентную важность национального контроля за информацией. От этого будет зависеть все будущее — колониальное или доминантное. Потому что очень скоро полный контроль над реальным миром перейдет к тем, кто контролирует инфорацию. Ну не хочет Индия, чтобы информационный контроль в Отечестве осуществляли Цукерберг и Брин, что тут поделаешь с их дикой несознательностью?

Такой вот складывается паззл: с одной стороны дата-майнинг стремительно превращается чуть ли не в ключевое стратегическое оружие и коммерческий козырь, а с другой — Google закрывает уникальный сервис, который позволяет заниматься каждому бесконтрольным сбором, обработкой и анализом информации.

Чего так? А того, что не холопское это дело — что-то там самому выискивать-вынюхивать! Сбор информации, фильтрация информации, селекция информации, анализ информации — это удел царский. Цари сами всё для нас подготовят и великодушно преподнесут на белом блюдечке с голубой каемочкой. В виде какого-нибудь гламурно-кошерного сервиса с политкорректными картиночками и правильной подборкой новостей.