Поддержка «стандарта сотовой связи 4G LTE» считается одним из главных достоинств нового iPad (см. «Третий пошёл!»). Скорость передачи данных большая, чем у Wi-Fi — это настолько непривычно и даже неправдоподобно, что западная пресса то и дело предупреждает счастливчиков, купивших чудо-девайс: не увлекайтесь, иначе в конце месяца получите телефонный счёт, от которого волосы встанут дыбом.

Но уже сейчас ясно, что гигантские счета за услуги мобильной связи будут не единственным и, вероятно, не главным разочарованием для покупателей планшетки Apple. Как, впрочем, и для миллионов тех, кто потратился на другие мобильные устройства с клеймом 4G на боку. В Австралии национальная Комиссия по конкуренции и правам потребителей (ACCC) подала на Apple в суд, обвинив её в обмане: попытке впарить товар, якобы совместимый с сетями 4G, но на самом деле таковым не являющийся. И поверьте, это не единичный случай: лапшу «четвёртого поколения» на уши поклонникам гаджетов вешают вендоры и операторы по всему миру.

Чтобы не пришлось жалеть после, вспомните сейчас, что такое 4G. Так называют класс ультравысокоскоростных стандартов сотовой связи, обеспечивающих (согласно определению, данному Международным союзом электросвязи, ITU) скорость скачивания данных до одного гигабита в секунду для клиентов, перемещающихся пешком или стоящих на месте, и до 100 мегабит в секунду для тех, кто движется быстро (автомобиль и т.п.). Кроме того, 4G предполагает новый для сотовой связи быстрый и эффективный механизм управления перетоками данных: упрощая, можно сказать, что сети четвёртого поколения строятся по аналогии с сетью Интернет.

Высокие скорости и сравнительно низкая задержка сигнала в пути делают такие сети идеальными для любых известных цифровых сервисов: потоковых медиа высокого разрешения, видеоконференций, массивно-многопользовательских игры и пр.

Типичная реклама «как бы 4G»: роботы, сиськи, неон — и ни одной цифры. Да и для чего вам цифры? (здесь: из рекламы Motorola Droid Bionic)
Типичная реклама «как бы 4G»: роботы, сиськи, неон — и ни одной цифры. Да и для чего вам цифры? (здесь: из рекламы Motorola Droid Bionic)

Конечно, 4G появились не на пустом месте. Возникновению столь совершенных технологий предшествовали три десятилетия проб и находок. Эволюцию сотовой связи принято подразделять на этапы-поколения. На первом, 1G, в 80-х годов XX века, связь была аналоговой. Второе поколение стандартов, 2G (GSM, cdmaOne), в 90-е годы, использовало уже цифровой формат. Эра 3G началась в «нулевые» и характеризовалась резким скачком скоростей, от сотен килобит до десятков мегабит в секунду (EDGE, UMTS, CDMA2000, EV-DO). Наконец 4G поднимает планку ещё на два порядка, доводя пиковое значение до гигабита.

Но одно дело — теория, и совсем другое — фактически действующие сети сотовой связи, причисляемые их владельцами к четвёртому поколению. На сегодняшний день в мире коммерциализованы два стандарта, выдаваемые за 4G: Mobile WiMAX и выросший из GSM/EDGE стандарт LTE. Не погружаясь в электронные дебри, нужно отметить, что оба они даже теоретически обеспечивают скорость приёма данных лишь до 100 мегабит в секунду. В реальности же и этот уровень недостижим — владельцам совместимых устройств приходится довольствоваться парой десятков мегабит. Наконец, некоторые операторы (США) выдают за 4G старые сети HSPA+/UMTS, которые и в идеальном случае неспособны выжать больше нескольких десятков мегабит.

Цифры в данном случае очень важны — и не случайно операторы и вендоры не любят их называть, спрятавшись за широким термином «четвёртое поколение». Сравните: один гигабит в секунду для настоящего 4G и двадцать мегабит для того, что вы можете приобрести сейчас под маркой «продукта, поддерживающего сотовую связь четвёртого поколения». Да, следующие версии стандартов, LTE Advanced и Mobile WiMAX 2, полностью впишутся и даже перекроют определение 4G, данное Союзом электросвязи. Но случится это самое раннее через год. А что прикажете делать операторам и производителям сегодня? Продавать, конечно, наплевав на математику. И они продают!

Кто начал эту безумную гонку, сейчас уже и не вспомнить, но может ли кто-то позволить себе отстать?! Вот и пестрят Америка с Европой рекламой «четвёртого поколения». «Быстрейшая в Штатах сеть 4G» (Verizon). «Крупнейшая сеть 4G» (AT&T). «Сумасшедше быстрый 4G» (MetroPCS). 4G от Motorola, LG, HTC, Samsung, Apple! Покупайте, покупайте!

Вообще, аббревиатуры 4G и LTE не должны даже стоять рядом, слишком велика разница в скоростях передачи данных той и другой (см. далее). Но кого волнуют цифры, когда в руках такое мимими! (фото: Apple)
Вообще, аббревиатуры 4G и LTE не должны даже стоять рядом, слишком велика разница в скоростях передачи данных той и другой (см. далее). Но кого волнуют цифры, когда в руках такое мимими! (фото: Apple)

Конечно есть в этом сумасшествии и вина покупателей. Кто сегодня назовёт по памяти скоростной диапазон сетей третьего поколения? Скажите обывателю «в десять раз быстрее!» — и продавайте свои «как бы 4G», не опасаясь, что обман вскроется. И можете не стесняться высоких цен: попав под волшебное обаяние термина, покупатель не заметит лишние нули.

Вот почему ожидается, что продажи дорогущих псевдо-4G-смартфонов вырастут десятикратно ещё до того, как вступят в строй первые станции связи настоящего четвёртого поколения. А расценки на «4G-трафик» уже сейчас такие, что дешевле сходить в настоящее кино, чем посмотреть музыкальный ролик на YouTube.

Раскаяние наступит позже, к лету 2013-го, когда накупившие «4G-техники» обыватели поймут, что их надули. Они не смогут не понять: впечатление от работы в настоящих 4G-сетях будет отличаться от сегодняшней квазичетвёрки так же, как отличаются неуклюжие планшетные Tablet PC выпуска десятилетней давности от третьего Айпада.

Австралийцам, с которых начался сегодняшний рассказ, повезло больше других. Там Apple осмелела настолько, что выставила новый Айпад с клеймом 4G LTE зная наверняка, что никто на целом континенте не сможет воспользоваться даже связью псевдо-4G (просто австралийский вариант LTE работает в другом радиодиапазоне). Вступившийся госрегулятор вынудил компанию дать разъяснения и предложить покупателям, которые сочтут себя обманутыми, вернуть покупку с полным возмещением. Но история ещё не закончена и может дойти до штрафов, компенсации ущерба, запрета рекламы и пр.

Что делать тем, кто ещё не успел обзавестись устройством с поддержкой «как бы 4G»? Знатоки дают тот же совет, что и год назад: не обращать внимания на разливающихся соловьём вендоров и операторов. Сосредоточьтесь на цене продукта и его полезности для вас лично. Купив 4G сейчас, вы обрекаете себя не только на неминуемый апгрейд годом позже, но и на больший вес, неадекватную цену, дорогой трафик, малое время работы от батарей. Лучше потратьте те же деньги на более выгодный тарифный план.

И кстати, не ждите, что те, кто сегодня продаёт 4G, будут извиняться следующей весной. На горизонте уже маячит новая приманка: связь пятого поколения! Там главная фишка — прозрачность переключения между сетями, этакий абсолютный роуминг, позволяющий оставаться на связи всегда и везде.

Впрочем, тссс! Об этом ещё никто не знает. Можно продавать.