Если вам доводилось много работать с Почтой, вы согласитесь, что этой махине пора меняться. Она досталась нам в наследство от времён, когда вершиной технологий считался пар, поставленный на службу человеку.

Речь не только о России, где ситуация усугубляется монополией. В той же степени это справедливо и для Соединённых Штатов, да и всех развитых стран, почтовые службы которых переживают одинаковые сложности (см. «Как поживаешь, Почта?»). Персональные электронные коммуникации фактически заменили частную и деловую бумажную переписку, и единственное, на что надеется Почта — это взять на себя доставку товаров из интернет-магазинов. Но и здесь поджидает засада.

Организационная структура усреднённой Почтовой службы осталась прежней. На её балансе по-прежнему висят десятки тысяч отделений (в России их свыше 40 тысяч), необходимых для приёма и выдачи корреспонденции. В результате Почта представляется динозавром, беззащитным перед мелкими, шустрыми стартапами, устроенными принципиально иначе. Нуль-траспортировку всё ещё не изобрели, так что на доставку посылок по-прежнему тратятся время и силы. Но можно оптимизировать всё остальное. Как сделали, к примеру, основатели Postmates.com.

По определению, Postmates — это легчайший способ доставить что угодно из пункта А в пункт Б, лежащие в пределах одного города. Отправить можно любой предмет, от бумажки до пианино. Но почтовых отделений у Postmates нет. Их роль выполняет приложение для смартфона (пока только для iPhone).

Клиент, желающий отправить посылку, устанавливает приложение и с его помощью оформляет заказ: указывает исходный и конечный пункты, делает снимок отправления, чтобы было понятно, объект каких габаритов придётся транспортировать, и вызывает курьера. Далее всё так же просто: назначенный вам курьер прибывает через несколько минут, вы узнаёте его по фотографии из того же приложения, передаёте посылку и отслеживаете процесс доставки в реальном времени опять-таки через смартфон. По накопленной за несколько месяцев статистике, среднее время доставки в Сан-Франциско и пригородах, где сейчас работает Postmates, составляет 43 минуты.

Из точки А в точку Б без очередей, звонков, квитанций, нервотрёпки. Быстро, недорого. Всё, что нужно для отправки посылки и контроля за её доставкой — смартфон с приложением Posmates Mobile.
Из точки А в точку Б без очередей, звонков, квитанций, нервотрёпки. Быстро, недорого. Всё, что нужно для отправки посылки и контроля за её доставкой — смартфон с приложением Posmates Mobile.

Так выглядит процесс извне, с точки зрения клиента. Если заглянуть внутрь, вскроется изюминка: у Postmates отсутствуют не только отделения, но и штат почтальонов. Вместо этого компания задействует всегда присутствующий в городах ресурс: курьеров — независимых или работающих на компании курьерской доставки. Согласно оценке самой Postmates, курьерская доставка в США — это индустрия с многомиллиардным годовым оборотом, страдающая от устарелой технической базы (телефоны, рации, онлайновые доски объявлений): курьеры часто сидят без дела в ожидании заказов.

Тут-то и появляется Postmates. Она предлагает всем желающим (после минимальной проверки на благонадёжность) доступ к своему потоку заказов, через уже знакомое смартфон-приложение. Курьер, у которого выдалась свободная минутка, может взяться выполнить поручение для Postmates — и, при должном усердии, заметно увеличить свой годовой доход. Обусловленный привлечением людей со стороны риск потери, порчи или кражи отправлений компенсируется страхованием каждой посылки на 150 долларов.

Postmates видит своими клиентами и рядовых городских жителей, но прежде всего — мелкий и средний бизнес. Гарантированно быстрая, недорогая (в перспективе, под давлением конкуренции между курьерами цена будет падать, а скорость расти) доставка внутри городов может оказаться полезной местным предпринимателям тысячами различных способов. Представьте, например, такой вариант: супермаркет договаривается с Postmates, вешает на витрину её логотип — и избавляет себя от головной боли, связанной с доставкой негабаритных покупок, не снижая лояльности покупателей.

Статистика Postmates, собранная за несколько месяцев работы в Сан-Франциско, пока выглядит смешно: 20 курьеров, полсотни магазинов-партнёров. Зато выявляет важную деталь. От точки А до точки Б обычно всего несколько километров. Почта для таких расстояний слишком медлительна, а существующие экспресс-службы чрезмерно дороги.
Статистика Postmates, собранная за несколько месяцев работы в Сан-Франциско, пока выглядит смешно: 20 курьеров, полсотни магазинов-партнёров. Зато выявляет важную деталь. От точки А до точки Б обычно всего несколько километров. Почта для таких расстояний слишком медлительна, а существующие экспресс-службы чрезмерно дороги.

Но, конечно, никто не в силах вообразить всех случаев, в которых могут пригодиться услуги Postmates. Билеты на концерт, срочная деловая корреспонденция, кондитерские изделия, мелкая электроника — да мало ли ещё товаров, требующих оперативной доставки в пределах города? Поэтому компания открыла доступ к программному интерфейсу (пока под обязательство о неразглашении), чтобы все желающие смогли писать свои приложения, оперирующие единым потоком заказов и курьерской базой.

Строго говоря, Postmates — не пионер. Идея скрестить внутригородскую курьерскую доставку с интернет-механикой не даёт покоя веб-предпринимателям на протяжении уже как минимум пятнадцати лет. Великие дот-комы первой волны — Kozmo, Webvan, HomeGrocer, UrbanFetch — и многие другие впоследствии пытались реализовать её с теми или иными вариациями, но одинаково безуспешно. Postmates надеется избежать их участи, сделав ставку на простоту и гибкость решения, экономию (курьеров нанимают на каждый заказ, не содержат) и банальную скромность. В отличие от Webvan и Kozmo, которые сожрали сотни миллионов долларов ещё до начала работы, Postmates собрала в двух раундах полтора миллиона, уже отработала несколько месяцев в тестовом режиме и с декабря функционирует полноценно.

В следующем году она планирует расшириться на Нью-Йорк и Лос-Анджелес, а в виде эксперимента покрыть некоторые сельские районы США. По мере роста компании должно проявиться её главное достоинство: благодаря краудсорсингу услуг (хоть основатель Postmates и не считает эту характеристику точной) и открытой архитектуре соотношение цена/качество для Postmates-отправлений будет лучше, чем для тех, что предлагает Почта.

Дальше можно ждать лавинообразного развития процесса. Неизбежно появятся клоны, эксплуатирующие ту же идею, и в конце концов племя Postmates-подобных операторов возьмёт на себя все оперативные внутригородские пересылки.

Вспоминая, что именно с такой услугой классические почтовые службы связывают своё дальнейшее существование, прогноз очевиден: Почта в нынешнем виде окажется нежизнеспособной. Она бесполезно повиснет на шее налогоплательщиков (как уже висит в России и США) и будет вынуждена измениться до неузнаваемости. Взяв пример с мелких интернет-конкурентов.