Эволюция картографических сервисов стремительна. За каких-то пять лет стараниями Google, Nokia, Microsoft каждый клочок земной поверхности вписан в цифровую систему координат и бесплатно доступен для просмотра каждому обладателю персоналки или мобильного устройства. Карты обросли слоями, обрели фотореалистичность (вспомните «уличные виды» Google и последнее приобретение Apple), научились работать без постоянного подключения к Сети — сегодня любой Android-смартфон может полноценно заменить GPS-навигатор.

И всё-таки им ещё есть куда расти. Есть ещё одно измерение, которое предстоит освоить цифровым картографам, и это — закрытые пространства, помещения, в английском языке называемые красивым термином indoors. Вот уже несколько дней как подробные многоуровневые «внутренние» карты доступны пользователям мобильной версии Google Maps 6.

Аэропорты, торговые центры, деловые здания — да мало ли общественных мест, где можно заблудиться? Попав в такое, мы интуитивно ищем информационную стойку с бумажными путеводителями, а лучше — сотрудниками, способными внятно объяснить дорогу. Появление цифровых внутренних карт устраняет эту проблему. Вы достаёте смартфон, «наплываете» на здание, в котором находитесь, и получаете подробнейшую его план-схему изнутри.

Помимо собственно стен и основных проходов, здесь есть все необходимые дополнительные сведения: кафе, комнаты отдыха, туалеты, пронумерованные гейты аэропорта, эскалаторы, лифты и т.д. и т.п. Но цифровая карта лучше ещё и тем, что на ней видно ваше местоположение, с точностью до нескольких метров.

В Google надеются, что цифровая indoor-навигация потеснит бумажные карты аэропортов и торговых центров так же, как навигаторы потеснили обычные географические карты. Ведь интерактивный гид не только удобней для посетителей, он ещё и предоставляет новые возможности предпринимателям, чьи магазины на нём изображены.
В Google надеются, что цифровая indoor-навигация потеснит бумажные карты аэропортов и торговых центров так же, как навигаторы потеснили обычные географические карты. Ведь интерактивный гид не только удобней для посетителей, он ещё и предоставляет новые возможности предпринимателям, чьи магазины на нём изображены.

Понятное дело, не стоит требовать от GMaps 6 всего и сразу. Пока здесь имеются лишь несколько десятков indoor-локаций в США и Японии — главным образом крупные аэропорты и мегасторы, подобные IKEA, с владельцами которых Google смогла договориться. Но поисковый гигант обещает планомерно и активно расширять список картографированных зданий по всему миру, причём ожидается, что договариваться с владельцами большинства помещений даже не придётся: малый, средний и крупный бизнес сам понесёт в Google карты своих объектов. Почему?

Во-первых, и это понятно, для любого предприятия дополнительное внимание публики только на руку. Во-вторых, что важнее, Google сделала добавление внутренних карт в Google Maps очень простым. Достаточно загрузить планы или фотографии помещения и сориентировать их вручную по сторонам света — остальное будет сделано автоматически. Конечно, описывать внутренние достопримечательности придётся дополнительно.

Вообще, технические аспекты indoor-навигации заслуживают отдельного разговора. Как, к примеру, определить местоположение человека в закрытом помещении с приемлемой точностью? GPS в данном случае бесполезна, так что в игру включается хитрая технология ориентирования по близлежащим базовым станциям сотовых сетей и точкам доступа Wi-Fi. Несколько упрощая, зная какие сотовые станции находятся поблизости, можно определить и местоположение смартфона.

Идея не нова и давно используется практически, хотя бы в тех же GMaps. Но если под открытым небом такая гибридная схема представляется скорее приятной опцией и точность её не особенно важна, в помещениях других способов ориентации просто нет, а погрешность в определении координат не должна превышать нескольких метров!

И вот тут наверняка будут сложности. Дело в том, что базу данных, содержащую географические координаты «сот» и точек доступа Wi-Fi, Google составляет по обезличенным данным, собираемым со смартфонов. Поэтому в густонаселённых районах крупных городов ошибка «гибридного» позиционирования невелика. Но уже на городской периферии погрешность без GPS может измеряться сотнями метров.

И здесь всплывает другая проблема. Высокие требования, предъявляемые к точности indoor-навигации, порождены не прихотью клиентов, но объективной необходимостью. Ведь, в отличие от открытых пространств, где рабочая плоскость всего одна, в помещениях обычно несколько этажей и для каждого нужна своя карта.

А это уже indoor-навигация в исполнении Microsoft. Картографический сервис на портале Bing тоже позволяет заглянуть внутрь некоторых зданий, но как и у Google, проблема с этажами ещё не решена. Обратите внимание на список «Level»: нужный этаж пользователь должен выбрать вручную.
А это уже indoor-навигация в исполнении Microsoft. Картографический сервис на портале Bing тоже позволяет заглянуть внутрь некоторых зданий, но как и у Google, проблема с этажами ещё не решена. Обратите внимание на список «Level»: нужный этаж пользователь должен выбрать вручную.

Но как смартфон сможет определить, на каком этаже вы находитесь, если ошибка позиционирования составляет пусть даже два десятка метров? Google на этом моменте внимания не заостряет, но можно предположить, что по крайней мере первые несколько лет пользователям indoor-навигаторов придётся выставлять этаж вручную и мириться с очень приблизительным определением местоположения на горизонтали.

Впрочем, всё это решаемо и конечно будет решено, ведь приз — необъятный перечень новых возможностей для бизнеса. Да, indoor-навигация облегчит жизнь путешественникам и командировочным, оказавшимся в чужом городе или стране, с незнакомыми языком и символикой. Но ещё больше она сделает для миллиардов самых обычных людей. Локальный поиск (по описаниям объектов, расположенных в непосредственной близости; по каталогам близлежащих магазинов и т.п.), предзаказы для уничтожения очередей (заказал гамбургер через GMaps, через десять минут забрал без нервотрёпки); дополнительная реклама, вписанная, например, в стандартную процедуру передвижения по объекту (для вокзала: касса — табло — зал ожидания с уютным столиком в кафе Х — перрон); да мало ли ещё светлых идей?

Учитывая огромный потенциал indoor-навигации, было бы удивительным, если б Google оказалась её единственным адептом. Ericsson работает над программным интерфейсом для основанных на Android индивидуальных indoor-решений. Nokia надеется вписать в спецификации Bluetooth 4.0 локационный протокол, который не только решит обозначенную выше проблему точности (вместо сотовых станций мобильные устройства смогут ориентироваться по Bluetooth-точкам, размещённым в помещении), но и облегчит слежку за посетителями с целью анализа их передвижений.

Наконец, Microsoft вот уже год как встроила локальные карты в свой сервис Bing Maps и к настоящему моменту исчисляет количество indoor-локаций сотнями (главным образом это крупные торговые центры).

Таким образом схватка между конкурирующими решениями неизбежна. У каждого из них свои плюсы и минусы. Так, Microsoft хоть и занимается картами помещений дольше других, но, похоже, предпочитает всё делать сама, что сказывается на популярности. Кроме того, пока у неё фактически отсутствует собственная база мобильных пользователей — минус, который, вероятно, будет устранён в ближайшие месяцы благодаря альянсу с Nokia.

Напротив, Google позволяет рисовать карты всем желающим, и превратила indoor-навигацию в изюминку, доступную только Android-устройствам. И ещё не сказала своего слова Apple: предполагается, что уже следующим летом она запустит собственный фотореалистичный картографический сервис, в котором найдётся место и для indoor-локаций.