На фоне надвигающегося финансового катаклизма, связанного с решением по госдолгу Соединённых Штатов, прочие неурядицы кажутся мелочью. Но случайно или нет, на это лето в США пришёлся ещё один масштабный кризис, сопоставимый с долговым если не в денежном, то в социокультурном выражении. Почта — та самая, бумажная, с марками, конвертами, посылками и живыми почтальонами — балансирует на краю пропасти.

Интернет официально включён в список главных причин плачевного положения, а сиюминутным следствием является обсуждаемое сейчас буквально каждой американской газетой, телеканалом и веб-сайтом решение о закрытии почти 3700 отделений по стране. Попросту, больше чем каждый десятый почтовый узел будет закрыт, и это только начало.

Основанная в 1775 году Бенджамином Франклином национальная Почтовая служба (USPS) — символ и гордость Соединённых Штатов. На первом почтовом отделении (кстати, тоже закрывающемся) не было флага страны, потому что и страны такой ещё не было. Позже права и привилегии Почты были вписаны в конституцию.

Сегодня USPS — это ветвь федерального правительства, самостоятельная в финансовом отношении: живёт она на заработанное своим трудом, не на деньги налогоплательщиков. И как раз сейчас переживает тяжелейший кризис по крайней мере за последние сто лет. Если смотреть на темпы спада, подобного не было даже в период Великой депрессии.

Коротко, причиной кризиса стали качественные изменения в потреблении как прямых, так и косвенных почтовых услуг. Среднестатистический американец избалован сервисом и предпочитает оплачивать коммунальные счета не на почте, а в терминалах, стоящих в удобных местах (главным образом в магазинах), либо вовсе через Сеть (так поступает каждый второй).

Параллельно с USPS в США действуют несколько частных почтовых компаний, но благодаря легально закреплённой монополии на значительную часть услуг, USPS принимает на себя многократно большие объёмы корреспонденции даже по сравнению с самыми крупными конкурентами (FedEx, UPS).
Параллельно с USPS в США действуют несколько частных почтовых компаний, но благодаря легально закреплённой монополии на значительную часть услуг, USPS принимает на себя многократно большие объёмы корреспонденции даже по сравнению с самыми крупными конкурентами (FedEx, UPS).

Что касается писем, вспомните сами, когда вы последний раз отправляли бумажное письмо — в Штатах ситуация примерно такая же. Как результат, только за последние пять лет общий объём пересылаемой USPS корреспонденции уменьшился в 1.5 раза, с особым акцентом на отправлениях первого класса (самый простой, сравнительно быстрый, но не самый дешёвый сервис, часто использовавшийся для деловой переписки).

В 2010 финансовом году USPS выручила 67 млрд. долларов. Однако, эксплуатируя 32 тысячи отделений и оплачивая труд почти 600 тысяч работников, Почта США уже десять лет перебивается с хлеба на воду, а последний год просто не в состоянии свести концы с концами. В 2010 чистый итог её деятельности составил минус 8 миллиардов, столько же ожидается по итогам года нынешнего (заканчивается в сентябре). Временной подмогой стал государственный кредит на 15 млрд., но если кредитная линия не будет продлена, уже 1 октября USPS де-факто обанкротится.

Проблема в том, что вне зависимости от рыночной ситуации, государство обязывает Почту поддерживать определённый уровень услуг и тем самым сильно ограничивает в средствах экономии. Сокращения остаются фактически единственным разрешённым приёмом, хоть и здесь не всё удаётся. За последнюю декаду USPS плавно ликвидировала 200 тысяч рабочих мест. И с 2009 дважды пыталась закрыть нерентабельные отделения, каждый раз сталкиваясь с ожесточённым сопротивлением общественности и властей, так что в действительности удалось уменьшить их количество лишь на несколько сотен.

Сопротивление неудивительно, ведь существуют целые отрасли бизнеса (пресса, реклама, интернет-торговля и торговля по каталогам и др.), которые не в состоянии обойтись без разветвлённой почтовой сети. А в глубинке почтовые участки до сих пор остаются главным местом общения, где можно узнать последние новости, проконсультироваться по поводу оплаты и особенностям услуг и т.п.

Но теперь выбора просто нет. Из 3700 отделений, внесённых в «чёрный список», больше 80% нерентабельны: как правило, это мелкие точки в сельских и удалённых районах, работающие по два-три часа в день и выручающие за год меньше 30 тысяч долларов. Публике дадут два месяца на комментарии, после чего план приведут в исполнение и значительная часть помеченных узлов скорее всего исчезнет без следа. Функции остальных переложат на плечи местных розничных торговцев (магазины, аптеки, но также библиотеки), с которыми заключат соответствующий контракт. Вдобавок будут демонтирована часть крупных процессинговых центров и, возможно, традиционный шестидневный режим доставки корреспонденции заменят пятидневкой.

К сожалению, сами по себе сокращения мало чем помогут. Даже исполнив план в полной мере и закрыв каждое десятое отделение, USPS сэкономит лишь смешные 200 млн. долл. в год. Поэтому нынешний этап следует считать прелюдией к масштабной реструктуризации почтовой службы, основные вехи которой озвучил главный почтальон США, Патрик Донахью.

Прежде всего, хоть отказ от привычной американцам субботней доставки пока и равноценен в их глазах преступлению против человечности, следует ждать перехода Почты на пятидневный режим (плюс три миллиарда долларов в год), а в следующие 15 лет и на трёхдневный. Отправления по-прежнему можно будет забрать лично из почтового отделения шесть дней в неделю, но доставка в домашние ящики будет осуществляться только по понедельникам, средам и пятницам.

Если понадобится, USPS может доставить даже живой груз, как этих замечательных утят. Но данная услуга осталась как наследие Дикого Запада. Нынче самыми популярными товарными отправлениями стали носители информации (книги, диски и пр.), для которых Почта США предусмотрела дешёвый, сравнительно быстрый тариф с оценкой по весу, а не дальности пересылки.
Если понадобится, USPS может доставить даже живой груз, как этих замечательных утят. Но данная услуга осталась как наследие Дикого Запада. Нынче самыми популярными товарными отправлениями стали носители информации (книги, диски и пр.), для которых Почта США предусмотрела дешёвый, сравнительно быстрый тариф с оценкой по весу, а не дальности пересылки.

Что, в свою очередь, поможет компенсировать провал от резкого падения объёмов корреспонденции. Ожидается, что в тот же период персональные цифровые коммуникации перетянут на себя львиную долю отправлений первого класса и платёжные транзакции, оставив на долю Почты доставку посылок из интернет-магазинов и рекламные рассылки. Таким образом даже через 15 лет Почта в США останется важной частью экономики и общества, но будет значительно меньшей по размеру и играть иную, нежели в предыдущие два столетия, роль.

В России интерес общества к цифровым технологиям едва ли слабей, чем за океаном, однако, влияние, которое они окажут на почтовую службу может отличаться принципиально. ФГУП Почта России близко по своим размерам и свойствам к американскому (больше 40 тысяч отделений, почти 400 тысяч сотрудников, деятельность в значительной степени регулируется государством), да и финансовыми показателями не блещет: периодически выходя в плюс, она всё же регулярно «живёт на пособие».

Но прежде чем перенести иностранный опыт на отечественную почву, следует учесть разницу в эффективности национальных почтовых машин. USPS переваривает 177 миллиардов отправлений в год. Почта России в сто с лишним раз меньше (данные «Коммерсантъ» на 2007). Как говорится, выводы делайте сами.

Отдельно стоит упомянуть ценовую политику для мелких отправлений, производимых интернет-магазинами. USPS считает данную категорию приоритетной и связывает с ней будущее. Почта России за последние пару лет фактически поставила на этой категории крест: цена пересылки недорогих (сотни рублей) товаров сопоставима, а иногда и в разы больше их себестоимости.