Проблема обработки растущего объёма данных затрагивает всё больше отраслей. По оценке аналитиков канадского банка CIBS, количество ежедневно генерируемого в мире объёма информации возрастёт в 50 раз на протяжении следующих десяти лет. Схожую оценку даёт агентство IDC, занимающееся исследованиями рынка. Их специалисты прогнозируют рост объёмов данных в 44 раза к 2020 году. Наибольший вклад в процесс увеличения объёма данных вносят стремительно развивающиеся рынки мобильных устройств и связи.

В недавнем отчёте BI Intelligence была оценена роль взаимовлияния мобильных устройств и проблем обработки больших объёмов данных. Полный текст исследования доступен по этой ссылке. Здесь же ограничимся краткими выводами.

Прогноз влияния различных устройств на суммарный объём ежедневно обрабатываемых данных по данным Cisco VNI Mobile Data Traffic Forecast (изображение: businessinsider.com)
Прогноз изменения количества данных, загружаемых с помощью различных устройств. Синяя область соответствует смартфонам, оранжевая — планшетам, а красная — ноутбукам (изображение: businessinsider.com).

Пять лет назад появление iPhone и смартфонов с ОС Android привели к резкому увеличению трафика в беспроводных сетях. Тем временем стандарт Wi-Fi становился всё более популярным, а операторы сотовой связи впервые стали предлагать безлимитные тарифы на мобильный интернет.

Сегодня каждый смартфон оснащён парой камер, поддерживает интеграцию с социальными сетями и облачными хранилищами данных. Все они выполняют синхронизацию, периодически проверяют почту и выполняют фоновые обновления. Даже когда люди не пользуются смартфонами, их устройства продолжает создавать нагрузку на глобальную ИТ-инфраструктуру.

В англоязычной литературе термин «большие данные» определяют через соответствие трём V: volume, variety и velocity. На русский язык эти составляющие можно перевести как «объём», «разнообразие» и «скорость». Вице-президент компании Skyhook считает, что пора добавить четвёртый компонент — значимость (value): «Можно эффективно собирать и хранить любые данные. Однако смысл в этом появится лишь после того, как их проанализируют и сделают значимыми для кого-то».

Обработка накопленных массивов разнородных данных от мобильных устройств должна быть направлена на персонализацию не только рекламы, но и всех услуг, предоставляемых оператором. Их также целесообразно использовать для оптимального распределения нагрузки и составления прогнозов развития сетей связи. Иначе возникнет типичная ситуация, когда оператор пытается обслужить большее число абонентов, чем способен физически на данный момент.