По состоянию на май 2013 года — меньше чем через пять лет после своего рождения — операционная система Android управляет почти одним миллиардом устройств. И поскольку цифра эта выведена компанией Google, есть основания полагать, что речь идёт лишь об устройствах, официально через Google же и активированных (то есть имеющих доступ в главный магазин приложений, Google Play), тогда как общая численность семейства намного больше. На прилавках Android представлена главным образом смартфонами и планшетками, однако есть уже и умные часы, и персоналки, и игровые приставки, и бытовая электроника. По каждому из «альтернативных» направлений ожидаются большие прорывы в обозримом будущем. И как минимум по одному из них прорыв должен состояться буквально в течение лета и осени. Я говорю об игровом секторе.

Только за прошедшую неделю здесь произошли три без преувеличения мирового масштаба события. Прежде всего, это начало продаж стодолларовой консоли Ouya. Год назад, когда проект был в стадии концепта, я рассказывал о нём подробно (см. «С приставками не расставайтесь»). Если коротко, идея в том, чтобы предоставить желающим возможность запускать Android-игры на большом экране. Так что начинкой Ouya напоминает смартфон (Tegra 3, 1 Гбайт RAM и 8 Гбайт флэш-памяти, Wi-Fi и Bluetooth и т.п.), но своего дисплея у неё нет, вместо этого она цепляется к телевизору или монитору. Низкая цена, бесплатность или дешевизна программного обеспечения (игрушки, включённые в официальный апп-стор Ouya, обязательно наделены как минимум бесплатным пробным режимом) должны были поставить приставку в категорию «импульсных покупок» — иначе говоря, сделать её приобретение вопросом, который решается прямо у прилавка, в считанные секунды. И надежда оправдалась. Сперва Ouya впечатлила инвесторов на Kickstarter, где собрала второй по величине бюджет за всю историю этого ресурса. А первая партия, выставленная на минувшей неделе в интернет-магазинах, была распродана в считанные часы.

Ouya ругают за видимую дешевизну, зато сделана она так, что при необходимости её можно починить. Широкий шаг в сторону от моды на неремонтируемую электронику!
Ouya ругают за видимую дешевизну, зато сделана она так, что при необходимости её можно починить. Широкий шаг в сторону от моды на неремонтируемую электронику!

Да, вычислительная мощь Ouya на порядок, а может, и больше не дотягивает до Xbox 360 и PS3 (что там, некоторые смартфоны мощнее!). И даже внешнее исполнение отдаёт «бюджетностью»: несмотря на впечатляющий дизайн, материалы применены дешёвые. Однако со своей задачей Ouya справляется, и отзывы ранних пользователей (инвесторам бета-версия приставки рассылается с марта), в общем, положительные. Ведь и игры для Android по большей части нетребовательны к железу, и аудитория у них сильно отличается от той, что сложилась вокруг «профессиональных» игровых консолей: казуальные (запускаемые от случая к случаю, не требующие изучения), часто фримиальные (условно-бесплатные, вроде бьющего все рекорды «Гадкого Я»), они привлекают внимание куда более широкого круга пользователей. Поскольку Ouya лишена своего дисплея, а значит, и сенсорной панели, перенос игр на неё часто требует модификации кода. Похоже, впрочем, что это несложно: к настоящему моменту на Ouya уже официально портированы около двухсот игрушек, в ближайшей перспективе ожидаются тысячи наименований.

Однако Ouya не стала ни самым громким, ни самым ожидаемым продуктом в игровом сегменте Android. Одновременно с ней на прилавках должна была появиться андроид-приставка nVidia Shield. Розничная цена для неё установлена в 299 долларов — и это не переплата за бренд: детище nVidia заметно богаче в плане функционала. Shield построена на чипе Tegra 4 и оснащена собственным сенсорным пятидюймовым HD-дисплеем. В результате её можно использовать и как игровую консоль (самостоятельную или подключаемую к ТВ), теоретически не требующую модификации программ, и как «второе игровое место», подключаемое к профессиональным играм, исполняемым на PC. Увы, вскрывшаяся в последний момент «механическая проблема» заставила перенести релиз на июль — и скептики теперь вовсю злословят, подсчитывая, во что обойдётся nVidia этот и без того странный для неё эксперимент, ведь специализацией компании всегда были графические процессоры.

NV_Shield

В самом деле, чего ради nVidia вдруг решила заделаться производителем игровых приставок? Ответ прост: слишком сильно искушение поучаствовать в освоении рынка игрушек для мобильных устройств. Уже в текущем году объём его, по некоторым прогнозам, должен достичь отметки в 10 млрд. долларов, и он растёт, в отличие от загибающейся PC и невнятной ситуации в «профессиональных» игровых консолях. И даже если консоли nVidia не суждено занять достойное место, до конца года счастья на «несерьёзном» рынке андроид-казуалок намерен попытать ещё один крупный игрок: сама Google. Согласно совсем свежим неофициальным сообщениям из лабораторий, поисковый гигант работает над собственной игровой консолью и умными наручными часами. Естественно, оба продукта управляются Android, а на прилавках их можно ждать уже этой осенью.

У Google свой резон: личным примером она подталкивает Android-производителей к более активному освоению «альтернативных территорий», за пределами смартфонов и планшеток. Но что касается игрового сегмента, здесь и без гугловских подсказок становится тесно. Дешевизна железа и софта позволяют проводить немыслимые — по меркам классических игровых приставок — эксперименты. Например, BlueStacks (та сама компания, что выпускает одноимённый Android-эмулятор для PC) сегодня начала приём предзаказов на андроид-консоль собственной разработки GamePop Mini. Её фишка — нулевая цена. Ну, почти нулевая: приставку дарят, но от покупателя требуется оформить подписку (7 долларов в месяц), которая даёт доступ к сотням игрушек из апп-стора.

Это старшая модель приставки GamePop, не бесплатная. Mini попроще дизайном, но возможности те же
Это старшая модель приставки GamePop, не бесплатная. Mini попроще дизайном, но возможности те же

На фоне дорогих, лицензионно-ограниченных консолей Microsoft, Sony, Nintendo Android-приставки кажутся первыми млекопитающими рядом с динозаврами. Бороться за выживание, однако, производителям Ouya, Shield и другим, по крайней мере в ближайшие пару лет, придётся не столько с титанами игрового жанра, сколько друг с другом и с главным соперником на рынке казуальных игр — Apple. Именно Apple основала сегмент казуалок и пока ещё доминирует в нём. И позиций без боя, конечно, не сдаст: согласно некоторым данным, она тоже работает над собственной игровой консолью. Под iOS, разумеется.

В статье использованы иллюстрации Puсtler, BlueStacks, nVidia