Едва ли найдётся другая компания, окружённая таким количеством легенд и загадок, как Google. Временами кажется, что публике не столько интересно, чем именно она занята и что производит, сколько её традиции, правила, офисное пространство, распорядок дня счастливчиков, которые там работают. Гугловцы, вольно или невольно, сами подливают масла в огонь — на их лицах обычно читается спокойное: да, я работаю в лучшей компании на свете! Кое-кто сбежавший из этого рая, правда, рассказывает совсем другую историю — про железную дисциплину, иерархию, отношение к людям как к винтикам большого механизма. Но, в общем, чего зря сотрясать воздух: в эту среду у всех нас будет возможность заглянуть внутрь своими глазами. На широкий экран выходит лента The Internship — Кадры.

Рано или поздно это кино должно было быть снято. «Свой» фильм есть у Facebook, скоро появится у Apple, давно есть у Microsoft (помните «Пиратов Силиконовой долины»?). Теперь он будет и у Google — которая, пожалуй, справилась с задачей лучше других, приняв активное участие в съёмках. В отличие от упомянутых киношедевров, «Кадры» — картина игровая. Два друга, зарабатывающие на жизнь продажей эксклюзивных часов, остаются без работы и решают попытать счастья в хайтек-индустрии. Так они попадают на стажировку в Google. Играют стажёров блистательные Винс Вон и Оуэн Уилсон, возможно, памятные вам по «Незваным гостям» (если не смотрели, вас ждёт ещё один приятный сюрприз; настоятельно рекомендую неприличный перевод Tycoon Studio). Важно, что почти всё, что вы увидите, взаправдашнее, за исключением разве некоторых выдуманных организационных «мелочей». Так, стажёрство в Гугле, например, на самом деле предполагает не рвать глотки соперникам, а помогать им. Но… комедия всё-таки!

Internship-1

Рассказывают, Винс Вон (написавший сценарий) сформулировал идею «Кадров» после кризиса конца нулевых, когда его друзья в самом деле начали терять работу. Посоветовался с коллегами, поговорили с Google и дали делу ход. Поэтому история получилась жизненная. Главные герои — люди в возрасте, от современных технологий далёкие, но не теряющие надежды наверстать упущенное. Наивная, осторожно-неуверенная манера обращения с техникой — знаете, когда человек, разговаривая по интернет-телефону, разве что не ищет ручку, чтоб подкрутить, чтоб на том конце его слышали лучше, — воспроизведена очень достоверно и составляет одну из главных прелестей фильма. Места стажёров героям предоставляют не столько из жалости, сколько из любопытства: начальству интересно посмотреть, к чему приведёт погружение в среду двадцатилетних гениев двух сорокалетних коммивояжёров. И вот тут начинается самое вкусное: друзья приезжают в Googleplex и по самую макушку погружаются в гугл-культуру, от которой сносит крышу и более молодым и куда более подготовленным ребятам.

Могу гарантировать, вы никогда не видели столько и таких подробностей из жизни Поисковика Номер Один. Словно в сказочном калейдоскопе, на экране сменяют друг друга роботы-автомобили, хромбуки и смартфоны, облачные сервисы, знакомые совсем не по киношной реальности лица. Всё это настоящее, вплоть до живого Сергея Брина, фигурирующего в паре эпизодов: Google не заплатила авторам фильма ни копейки, но здорово помогла участием. Почти неделю съёмочная группа прожила в её центральном кампусе в Кремниевой долине, после чего поисковый гигант помог воссоздать точную копию Googleplex в другом городе (основные съёмки велись в Технологическом институте Джорджии), предоставив технику и больше сотни своих сотрудников. На сценарий, впрочем, Google влияния не имела, разве что смогла настоять, чтобы были исключены некоторые сцены, в частности с сошедшим с ума робоавтомобилем, да целиком взяла на себя финальные титры.

Internship-2

Бесплатное питание, невероятные зоны отдыха (от массажных кабинок и студий йоги до боулинга и танцевальных площадок) и прочие примеры трогательной заботы компании о своих сотрудниках — всё это, заставляющее пустить слюну любого нормального взрослого человека, в «Кадрах» есть. Но зрителям-технарям и, пожалуй, вообще молодёжи картина доставит особое удовольствие: благодаря активному участию Google в съёмках, она буквально пропитана духом высоких технологий. Таким и был замысел. Ларри Пейдж, рассказывая о причинах, которые побудили его участвовать в кинопроекте, сказал так: у компьютерных наук — маркетинговая проблема, подростков нужно заставить снова влюбиться в технологии, заставить задуматься о карьере в этой вышедшей из моды области.

Google и сама снимает замечательные микрофильмы о своих стажёрах (документальные, конечно; посмотрите, например, здесь: ребята сразу же оказываются вовлечены в работу над настоящими продуктами, вспоминают Googleplex как «огромную игровую площадку» и пр.), но «Кадры» станут своего рода крупной ставкой. Если фильм удастся, он не только зажжёт угасающее пламя интереса к ИТ, но и поправит пошатнувшийся имидж Google. Ведь слышно о ней всякое. С одной стороны — её знаменитое «не навреди», с другой — подозрения в попрании антимонопольных законов и пренеприятные рассказы сбежавших сотрудников, уверяющих, что ни о какой свободе творчества там и речи не идёт, особенно после прихода к власти Ларри Пейджа (см. «Как выигрывать реже, но больше»).

Internship-3

Вся эта подковёрная борьба не должна помешать получить удовольствие от фильма. Со слов немногочисленных везунчиков, посмотревших «Кадры» на приватном показе (организованном, конечно же, Google), картина получилась достаточно глубокой. И так же, как «Незваные гости» при внимательном просмотре превращаются из пошловатой комедии в историю любви, «Кадры» наделены хорошим скрытым смыслом: тут и связь поколений, и мысль о том, что люди вовсе не обязаны поголовно быть прожжёнными циниками и эгоистами, и, как ни странно, идея, что смысл жизни не сводится только к работе. Даже в таких чудесных местах, как Гуглплекс.