Думаете, только в нашей стране ИТ-проекты, выполняемые в интересах государственных структур, воспринимаются в качестве «чёрной дыры», где зачастую бесследно исчезают и деньги, и самые передовые технологии, и обещанные результаты, а коррупция цветёт пышным цветом? Ничуть не бывало! В США ширится дискуссия о том, как прекратить бессмысленное разбазаривание средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на автоматизацию, и научиться наконец-то управлять эффективностью, попутно обеспечив поддержку молодых компаний, в том числе стартапов, которые до сих пор могут только мечтать о том, чтобы быть допущенными к пирогу госпроектов в сфере ИТ.

Оценивая сложившуюся ситуацию, Колин Тейлор, одна из ведущих журналистов TechCrunch и TechCrunch TV, подчёркивает: в Кремниевой долине и других центрах технологического предпринимательства Америки по сей день трудно встретить стартаперов, всерьёз рассматривающих госсектор в качестве главного заказчика своих разработок. Верно и обратное. Госструктуры США «не видят» в числе потенциальных поставщиков небольшие, а уж тем более молодые фирмы. Вне зависимости от качества предлагаемых ими ИТ-решений и услуг.

С тем, что это действительно большая проблема, согласны сегодня многие. В том числе вице-губернатор («лейтенант-губернатор») Калифорнии Гэвин Ньюсом.

Может быть, эта книга — проект предвыборной программы будущего президента США?
Может быть, эта книга — проект предвыборной программы будущего президента США?
Для Гэвина Ньюсома это одна из любимых тем. В своей только что вышедшей книге «Citizenville» он приводит умопомрачительную цифру. Ежегодно властями США всех уровней на внедрение и сопровождение информационных систем расходуется 192 миллиарда долларов! И, на взгляд политика, сегодня в США появились все основания для того, чтобы повысить активность молодых ИТ-компаний как минимум в сегменте муниципального госзаказа на ИТ.

Причины крайне неудовлетворительного использования денег налогоплательщиков при реализации государственных ИТ-проектов в США — по сути те же, что и в России. Ньюсом подчёркивает, что традиционные игроки этого рынка заламывают совершенно дикие цены, «строят никому не нужные системы», а попутно требуют от чиновников заключения длительных контрактов сроком на 5-10 лет. Как следствие, всё чаще обнаруживаются просто чудовищные случаи разбазаривания народных средств. Ньюсом приводит в пример один из госпроектов, связанных с внедрением и сопровождением информационной системы, призванной решить такую банальную задачу, как организация электронной почтовой рассылки. На обслуживание этого «ИТ-решения» ежегодно тратились миллионы долларов (!), тогда как расходы заказчиков точно таких же систем в коммерческом секторе (где несколько иначе считают и тратят деньги) не превышают пары сотен долларов в месяц.

Лоббисты, поддерживающие status quo и радеющие об интересах крупных поставщиков, напоминают: ИТ-решения, эксплуатируемые госструктурами, должны соответствовать жёстким стандартам безопасности. Куда уж тут ИТ-стартапам в калашный ряд!

Но вице-губернатор Калифорнии предлагает взглянуть на происходящее совсем под другим углом. Нерациональное расходование ИТ-бюджетов штатов, муниципалитетов и государства в целом — прямое следствие низкого профессионального уровня чиновников и политиков, принимающих решения. В системе госуправления США на всех уровнях очень мало людей, разбирающихся в технологиях, напоминает Ньюсом.

Что же, знакомая ситуация. Часто аналогичным образом ведёт себя и госзаказчик в России. И не обязательно речь идёт о взятках или «откатах» (в том смысле, что крупный поставщик может «откатить» больше). Лица, принимающие решения (в том числе решения о том, как именно сформулировать конкурсные требования), подстраховываются. Случись что, можно будет развести руками: мы пригласили известного, крупного, опытного исполнителя (поставщика, производителя). Раз уж он не справился, значит, и другие не смогли бы!

Гэвин Ньюсом прямо говорит: политики не способны понимать язык технологий. В итоге средства на автоматизацию расходуется бестолково, часто без видимого результата. Тем временем, сделав американский рынок госзаказа на ИТ более прозрачным и открытым для молодых компаний, можно было бы получать куда более эффективные решения за меньшие деньги.

Ньюсом именует крупных поставщиков ИТ для государственных нужд "участниками картеля". А к слову "картель" так и хочется добавить — "преступный"
Ньюсом именует крупных поставщиков ИТ для государственных нужд «участниками картеля». А к слову «картель» так и хочется добавить — «преступный»
Второй человек в администрации Калифорнии именует крупных поставщиков, поделивших между собой рынок госзаказа на ИТ, картелем. Разумеется, воевать с такими соперниками на федеральном уровне — задача, которую большинству ИТ-стартапов решить не под силу. Но политик уверен, что небольшие поставщики вполне могут попытаться сделать игру на муниципальном уровне, поскольку объёмы таких заказов, как правило, не слишком интересны крупным поставщикам ИТ. Главное условие — предлагать нужные и экономически оправданные разработки. А ещё лучше — проекты, которые помогут решить те или иные проблемы людей «лучше, чем это делает правительство».

Демократ, технократ

Кстати, было бы полезно присмотреться к фигуре Гэвина Ньюсома. Этот парень далеко пойдёт. Думаю, ему вполне по силам лет через десять добраться до кресла вице-президента всея Америки. А то и занять место в Белом доме.

Ньюсом всё ещё может считаться «молодым политиком». Он родился в 1967 году, получил отличное образование (Redwood High School, Santa Clara University), а в 2003 был избран мэром Сан-Франциско, став при этом самым молодым градоначальником, занимавшим этот пост в течение последних ста лет. В 2007 его переизбрали на второй срок, причём поддержка 72 процентов избирателей выглядит, согласитесь, показательной. А компания Samepoint включила Гэвина в свой список «наиболее социально ориентированных мэров» 100 крупнейших городов Америки.

С какой стати Ньюсом так печётся о стартаперах? Ну, во-первых, чего вы ожидали от «второго парня Калифорнии»? Кроме того, Ньюсом сам заядлый предприниматель. Он является сооснователем одиннадцати компаний. Разве что с поисками инвесторов у него никогда не возникало проблем. В десяти случаях из одиннадцати бизнес-проекты, в которых нынешний вице-губернатор самого «компьютерного» штата фигурировал как сооснователь, финансировались Гордоном Гетти, другом семьи Ньюсомов.

Уже сегодня политическая программа Ньюсома выглядит очень современной, продвинутой, высокотехнологичной и прогрессивной. Он делает ставку на «цифру», на модель открытых инноваций. А один из главных лозунгов — обновление всей системы управления США путём реализации концепции Gov 2.0, предполагающей выстраивание принципиально иной логики взаимодействия между правительством и гражданами на основе открытых данных и электронных сервисов, способных улучшить жизнь людей.

Америка уже провозгласила курс на «новую модернизацию» (Технологическая революция оставит миллионы людей без работы?, Система образования США отстала от потребностей новой экономики. Обама объявил «редизайн»), но администрация Обамы вряд ли успеет пожать плоды запускаемых сегодня реформ. И кто знает, может быть, через несколько лет Ньюсом со своей «технологической» политической программой окажется ключевым кандидатом от Демократической партии. Да, прежде ему было бы полезно поуправлять некоторое время Калифорнией уже в ранге губернатора. Но я уверен, что эта задача в списке личных приоритетов Гэвина Ньюсома значится как раз следующей.

Разве что… есть у Ньюсома один пунктик, который может испортить всё дело. Гэвин известен ещё и как сторонник легализации однополых браков. Но кто знает, может быть, к тому моменту этот вопрос перестанет вызывать острую реакцию у миллионов избирателей традиционной ориентации?