Борьба за рынок операционных систем для мобильных устройств близится к стабильной точке: Android победил, iOS имеет свою долю рынка, Windows Phone потихоньку растёт, но настолько опоздал, что ещё не скоро наверстает упущенное. Bada используется самим Samsung только как ОС для самых дешёвых устройств и потому малоинтересна, когда речь идёт о большой картине. Остальные системы либо остаются не у дел (это относится к Meego/Tizen, Symbian, RIM и webOS), либо только появились (как Firefox OS или мобильная версия Ubuntu) и имеют очень скромные перспективы.

Тем не менее какая-то одна система, как это было с ОС для ПК, победить пока не смогла. Сможет ли? Аналитики сравнивают нынешнюю ситуацию с ранней эпохой компьютеров.

Популярность компьютерных платформ, график - Asymco
Популярность компьютерных платформ, график — Asymco

Взгляните на этот график, опубликованный в блоге Asymco. На нём отчётливо видно два периода, когда операционных систем было много: семидесятые-восьмидесятые и наши времена. Если история повторится, то мы увидим новый период, подобный девяностым, когда из многих платформ на рынке домашних компьютеров осталось две — Mac и Windows, причём Windows долго уверенно лидировал. Легко сделать вывод, что в нынешней ситуации место лидирующей платформы, работающей на мобильных устройствах разных производителей, займёт Android, как было с Windows и персональными компьютерами.

Столь прямой вывод будет ошибочным. Уже понятно, что нынешнее соперничество мобильных ОС сменится куда более сложной войной экосистем: совместимых и незаметно интегрированных облачных сервисов, магазинов контента, персональных и домашних устройств. Чем дальше, тем важнее не то, как удобно пользоваться одним устройством, а то, насколько хорошо оно сочетается с другими: компьютер, телефон, планшет, «умный» телевизор, даже мелочи вроде компьютеризированных часов или беспроводных наушников должны научиться узнавать друг друга и уметь обмениваться информацией.

Эти новые порядки принято называть «эпохой пост-ПК», и не зря: персональный компьютер потихоньку уходит на второй план, открывая дорогу множеству гаджетов, каждый из которых заменяет и развивает какую-то из его функций. Одно время на передний план вышел мобильный телефон и его операционная система, но и это не вечно. Электроника дешевеет, а вездесущие беспроводные сети позволяют связать устройства воедино. Будущее именно за этими связями.

Производители операционных систем отлично понимают, в чём дело, и это хорошо видно. Достаточно посмотреть, как Microsoft приводит все варианты своей ОС к единому виду, как Google пытается приспособить Android для домашних устройств (помните про Google TV? Провальный Nexus Q, кстати, из той же оперы), как Apple потихоньку переносит функции iOS в Mac OS X и разрабатывает технологии вроде AirPlay и AirPrint. В Nokia тоже поняли, куда дует ветер, и сменили свои ОС на Windows Phone, куда более перспективный как часть большого мира Windows. Глава Nokia Стивен Элоп, кстати, неустанно повторяет на всех конференциях, что нет ничего важнее экосистем.

Однако же экосистема — понятие куда более обширное, чем устройства, протоколы и программы. В него можно включить магазины музыки, фильмов и книг, а также социальные сети. И если смотреть на эту расширенную картину, то расклад сил получается несколько иным, чем на графиках, отражающих популярность операционных систем. Те компании, которые сегодня считаются лидерами, скоро могут оказаться аутсайдерами, а фирмы, сейчас известные лишь по одному продукту, имеют шанс стать новыми гигантами индустрии. Получается, что просто понять, кем завтра будут основные игроки и каково их оружие, сейчас не так просто.

Магазины цифрового контента есть у всех трёх нынешних гигантов — Apple, Google и Microsoft. Насколько развиты эти магазины — другой вопрос. Здесь следует учитывать и ассортимент, и доступность в разных странах. С изучением последнего отлично справился сайт Macstories.net, в конце 2012 года опубликовавший исследование, показывающее, какова аудитория каждого из контентных супермаркетов.

Доступность контента, график - Macstories
Доступность контента, график — Macstories

По подсчётам Macstories выходит, что Apple занимает лидирующие позиции, если речь идёт о музыке и фильмах: 27 процентов населения Земли могут получить доступ к iTunes Store, тогда как остальные игроки имеют доступ в среднем к десяти процентам потенциальных покупателей. С телесериалами сложнее — глобального охвата даже близко ни у кого нет. Самая же интересная ситуация с книгами: Microsoft их до сих пор не продаёт, Google и Apple имеют равные 12 процентов, тогда как правит этим рынком Amazon, сделавшая свой электронный магазин доступным для более чем половины населения планеты.

Увы, исследование уже успело устареть: Apple, в частности, очень агрессивно расширяет доступность iTunes Store, и в начале декабря 2012 года добавила к его географии 56 новых стран. Примерно в то же время Google открыл магазин Play в России. Но не стоит забывать и о разнице в ассортименте и общей популярности магазинов: в новых странах предстоит ещё много работы.

Важно же вот что. Когда речь идёт о контенте, к списку гигантов внезапно присоединяется Amazon, который хоть уже больше десяти лет считается незаменимым сервисом, в одном ряду с Microsoft и Apple раньше не стоял. Тем не менее Amazon активно дополняет свой бизнес новыми направлениями: от облачного сервиса S3, считающегося лидером в своей области, до устройств Kindle, модельный ряд которых с некоторых пор включает в себя не только дешёвые читалки на e-ink, но и планшеты. Мог ли раньше кто-то предположить, что Amazon будет выпускать собственные компьютеры (коими и являются эти планшеты)? В наше время никто даже не придаёт особого значения таким вопросам — ещё один признак эры пост-ПК.

Ещё страннее всё становится, если начать учитывать социальные сети: в списке «больших ребят» будут отсутствовать Microsoft и Apple, зато добавится Facebook, на который возлагаются большие надежды. Единственный шаг Apple в этом направлении не удался: сеть Ping в конце 2012 года закрыли, и теперь в Apple довольствуются активным сотрудничеством с Twitter. Microsoft сделала шаг в сторону социальности, купив корпоративную соцсеть Yammer, к тому же полагается на дружбу с Facebook. Дальше всех пошли в Google и после неудач с Buzz и Wave наконец достигли чего-то похожего на успех с Google+, но популярность Facebook по-прежнему кажется недостижимой.

Даже производители электроники, которые раньше и близко не считались «компьютерными компаниями», имеют сейчас уникальный шанс поучаствовать в становлении новых порядков. Ближе всего к этому подошли в Samsung — эта фирма прилагает большие усилия к тому, чтобы сделать свои персональные и домашние гаджеты хорошо интегрированными друг с другом. Покупатели новых телевизоров потихоньку перестают удивляться тому, что их можно подключить к аккаунту Samsung, или что ими можно управлять с телефона, или посылать на экран видео с планшета. Тем не менее в Samsung по-прежнему недовольны своей экосистемой: в декабре 2012 года стало известно, что компания откроет исследовательский центр со штатом в 2000 человек в Кремниевой долине. Он займётся разработкой технологий, которые позволят соединить всё, что ещё не соединено, и заполнить пустующие ниши.

В общем, грядут очень интересные времена, но о том, насколько рядовым покупателям удастся выиграть от всего этого, можно спорить. С одной стороны, уже сейчас есть люди, которые пользуются только устройствами и сервисами одного производителя, — это преданные поклонники Apple. Вполне вероятно, что в будущем успех Apple кто-то сможет повторить. Но можно не сомневаться: многие люди в будущем станут жертвами ситуации, когда устройства могли бы прекрасно работать друг с другом, но из-за войн стандартов не станут этого делать.