DSC_0097Сто лет не писал рецензий. А если и писал, то исключительно отрицательные. Резкие и злые. Обычно — на переводные книги заграничных «топов» и бизнесменов «о лидерстве», в которых безупречный герой, вооруженный бронебойной миссией, выходит в белых одеждах на битву с мировым злом (конкурентами, рынком, глобальными и локальными кризисами), чтобы одерживать победы. Тактические — в конце каждой главы. Полную и окончательную — в финале. От подобных «историй успеха» сводит челюсти, как от кислого клюквенного морса.

Другой популярный ныне в России жанр (а вернее, способ изготовления) предпринимательских книг «от первого лица» — подключение к процессу написания книги профессионального графомана. Чаще всего журналиста профильного СМИ, работающего в той же отрасли, что и титульный автор. Обычно такую книгу бизнесмены дарят самим себе (а также друзьям, знакомым и партнерам) на юбилей. К собственному пятидесятилетию или, скажем, на двадцатилетие фирмы. Процесс «написания» труда состоит из нескольких пространных интервью, после чего нанятый борзописец облекает услышанное в «литературную форму». Форма, как правило, не удаётся. Как и отпечатанный с неё тираж. В тексте не читается личность того, кто назван автором в выходных данных. Не читаются стиль, язык, рефлексии. Это протезы. В итоге получаются совершенно инвалидные издания, которые лучше никогда не открывать и уж тем более противопоказано читать.

Книга, о которой я хочу сегодня рассказать, разительно выделяется на фоне той серо-блеклой, но при этом, как правило, неприлично пафосной макулатуры, которую нам подают под видом «мемуаров предпринимателей». Мало того, мне кажется, это вообще лучшее из того, что я прочитал в прошлом году. Включая гору художественной литературы. Книжка, захватившая меня так, что я «проглотил» текст за два вечера, называется «Ритейл от первого лица. Как я строил бизнес Apple в России». Написал её Евгений Бутман, один из ветеранов российского компьютерного бизнеса, а ныне — основатель компании Ideas4Retail и «крёстный отец» ярких, модных, но до недавнего времени неизвестных российскому потребителю «детских» розничных брендов — Imaginarium, Hamleys (этой марке 250 лет!) и Mamas & Papas. В портфеле Ideas4Retail появился уже и собственный бренд — CookHouse. Это магазины для тех, кто не просто любит вкусно готовить, но и для тех, кто стремится делать это красиво.

С ИТ-рынка Евгений Бутман ушёл летом 2011 года. И лично мне кажется, что — не вернётся. Из бесед с Бутманом я знаю: розничный бизнес он считает самым прозрачным, интересным, нескучным, а главное, избавленным от множества «наследственных болезней» (преимущественно морально-этического свойства), которыми до сих пор страдает отечественная индустрия информационных технологий. Ну а о том, с какими мыслями Бутман ушёл с рынка ИТ и как оценивает царящие здесь нравы, думаю, он ещё расскажет. Когда сочтёт, что пришло время.

«…Летом, в отпуске, книгу я практически переписал, с удовольствием работая над текстом по восемь часов в сутки».

Возможно, я слишком придирчив. Наверное, это профессиональное, редакторское. Но зато какая это радость — читать текст, написанный самостоятельно, а не литературными рабами, пусть даже самой высокой квалификации! Ты видишь и чувствуешь автора. Веришь ему. А если знаешь лично, то — узнаешь по-новому. Так что совет всем, кто подумывает над мемуарами: пишите книжки сами. Своим языком. «Надиктовать» — не получится. Вы просто не скажете вслух сидящему напротив вас журналисту того, что наберёте на клавиатуре. А главное, вы никогда не будете в глубине души считать книгу — своей. Своей по-настоящему.

«События, люди… — реальные, взгляд на происходящее — авторский».

Мне попадалось несколько книжек российских предпринимателей, в которых между строк (а то и явно) прочитывается сведение счётов; скрытая, не утихшая злоба; застарелая, не забытая со временем, но беспокоящая, как больной зуб, обида. Так вот, ничего этого в книжке Евгения Бутмана вы не найдёте.

«Драться по-настоящему в детстве не пришлось ни разу… Точно не персонаж боевика».

Если вы делаете бизнес, в ваших проблемах не виноват никто. Ни обстоятельства, ни злые гении, задавшиеся целью сжить вас со света, ни конкуренты, ни кризисы. Во всех проблемах бизнеса виноват тот, кто бизнесом управляет. И решать массу неприятных задач — ему, предпринимателю. Зато тем слаще вкус победы, поскольку завоевана она не на потешном рыцарском турнире, где соперники в нужный момент поддаются, а в самой настоящей драке. И, наконец, победа тем слаще, если, начиная строить бизнес, вы не можете назвать себя бойцом, подготовленным в спецшколе рыночного спецназа.

Такой взгляд на бизнес лично мне очень импонирует. И именно так пишет о бизнесе Евгений Бутман. Лирический герой книги, авторское альтер-эго, любит не «себя в бизнесе», а постоянно анализирует «бизнес в себе». Бутман не задумывал сделать пособие о том, как превратить себя в предпринимателя. Но как-то так получилось, что книга решает и эту задачу. Так что очень рекомендую её всем, кто не испытывает дефицита идей, однако всегда говорит себе: «Бизнес — это не для меня. Я не справлюсь».

«Рабочий день ненормированный, работы много. Дополнительное условие — выучить за полгода английский».

Про СП «Интермикро», одно из тех легендарных совместных предприятий, с которых, собственно говоря, и начинался компьютерный рынок России (и откуда вышло много ярких бизнесменов), я знаю, увы, по рассказам. Те, кто старше на 5-10 лет, тогда уже начинали делать бизнес. А я только закончил институт и болтался в аспирантуре. Так что даже для меня, со всем двадцатилетним почти опытом работы в деловой и ИТ-прессе первые главы книги Бутмана полны очень интересной фактуры.

Разумеется, главы эти чрезвычайно важны и с сюжетной точки зрения. Они о том, как научный работник сначала учится бизнесу, «работая на дядю». И о том, как затем созревает желание начать своё дело.

Ну а зачинатели индустрии, которые поныне в строю, думаю, будут читать о тех давних уже временах с совсем особым чувством. Возможно, смахивая украдкой слезу. Всё-таки — молодость.

«За всё время существования моей компании редкий год проходил без серьёзных угроз для её будущего…»

История группы компаний DPI, которую основал Евгений Бутман, местами напоминает остросюжетный детектив. Так рассказать о взлётах и падениях компании может только основатель бизнеса. Только ему позволено написать то, чем никогда не сможет поделиться с читателем наёмный сотрудник, пусть даже и топ-менеджер. Это особая точка зрения, с которой всё видно целиком, во всех деталях.

Если задаться целью и собрать все публикации о DPI, которые в течение многих лет появлялись в «компьютерной» прессе, все интервью с Бутманом, все его авторские колонки, вы всё равно не увидите полную драматических поворотов биографию компании. А в книге она изложена сжато, очень честно и так, что оторваться от повествования практически невозможно. Повторю, во многом потому, что это не холодная история в фактах и событиях, не отчёт о доходах и убытках, а повествование, выстроенное на личных переживаниях.

«Apple стала искать нового партнёра. Для меня было очевидно: этим партнёром должны были стать мы, иначе DPI в скором времени разорилась бы».

Apple — третий (после лирического героя и его бизнеса) герой книги. Причём если вам интересно узнать именно об Apple, вы легко можете читать книгу, вооружившись своего рода «фильтром»: персонаж второго плана станет главным действующим лицом, а автор — просто рассказчиком.

Интерес к истории, а шире — к феноменологии Apple, заново возникший после ухода Джобса, понятен. Так вот, прочитав книгу Евгения Бутмана, вы получите «неканонический» взгляд на Apple. Ибо это взгляд не на корпорацию как нечто единое, монолитное и неизменное. Apple в тексте — это сложное переплетение людей, характеров, интересов, конфликтов, денег, симпатий и антипатий, ошибок, глупостей, гениальных находок и прорывов. И уж точно Apple в книге Бутмана не икона и не идол. Так что если вы действительно хотите лучше понять эту великую компанию, в жизни которой было всякое, — книга явно для вас.

«Несколько лет я отбивался от сотрудников, которые предлагали заняться собственной розницей. И если бы не давление со стороны Apple в 2005 году, сеть re:Store так никогда и не появилась бы».

Если кто не в курсе: сеть магазинов re:Store создал именно Евгений Бутман. И во многом поэтому первое слово в названии книги — «ритейл». Эта часть издания, думаю, будет весьма любопытной для всех, кто занимается розничным бизнесом. Хотя… читать «покупательскими» глазами ещё интереснее. Большинство из нас видит торговый бизнес всё-таки «снаружи». А здесь — то, как он устроен изнутри. Ну а рассказ о том, как розничная сеть выходила на зарубежные рынки, я бы считал просто обязательным для освоения всеми, кто подумывает о международной экспансии.

«В 2007-м открытие офиса Apple в России стало реальностью… До сих пор мы как Apple IMC отвечали за всё — продажи, закупки, авторизацию партнёров, локализацию операционной системы, маркетинг. А что будет дальше?»

В подзаголовке «Как я строил бизнес Apple в России» нет ни грамма самолюбования. Действительно, так случилось, что начиная с 1990 года Евгений Бутман имел прямое отношение к продвижению продукции компании на российском рынке, а уже спустя несколько лет его предпринимательская деятельность оказывала определяющее влияние на присутствие этой марки в нашей стране.

Строго говоря, это классическая история для российского рынка ИТ. «Рыхлили почву», готовили её — именно локальные партнёры знаменитых международных брендов. Дистрибьюторы, интеграторы, дилеры. Об этом важно помнить. В том числе и тем молодым людям, которые сегодня отлично говорят по-английски, носят стильные костюмы, занимают высокие должности в представительствах зарубежных вендоров и… искренне полагают, что история российского рынка ИТ началась вчера.

Этой аудитории книгу Евгения Бутмана тоже будет очень полезно прочитать. В дидактических и воспитательных целях.

P.S. Моей задачей вовсе не является реклама книги. Автор писал её не для того, чтобы заработать на скромном трёхтысячном тираже. И уж точно не для того, чтобы заработать, как теперь говорят, «политические очки». Он писал её, скорее, для себя. Ну, или для довольно узкого круга лиц. Скорее, мне хочется, чтобы эта работа, которая скоро станет библиографической редкостью (если только Манн, Иванов и Фербер не допечатают тираж), не прошла мимо тех, кому она точно будет интересна и, обещаю, — понравится.

P.P.S. Выходные данные: Евгений Бутман. «Ритейл от первого лица. Как я строил бизнес Apple в России». М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 256 с.