Издание TechCrunch сообщило о том, что российская компания «Яндекс» разработала мобильное поисковое приложение для Facebook с голосовым управлением под кодовым названием «Wonder» (англ. «Чудо»). Пока что всё это не более чем сплетни (при всём уважении к TechCrunch). Внимание, однако, привлекают сразу три пункта: голосовое управление, потенциальный союз «Яндекса» и Facebook и «социальная» направленность полугипотетического пока что приложения.

Голосовое управление в мобильной сфере — лишь относительно новая для «Яндекса» вещь: не далее как в конце ноября функция управления голосом была добавлена в приложение «Яндекс.Навигатор» для iOS и Android.

«Для распознавания речи, то есть перевода речи в текст, на данный момент мы используем технологию от нашего партнёра Nuance. А технология семантического анализа текстового запроса — наша собственная,» — сообщили «Компьютерре» в пресс-службе компании «Яндекс».

Так, по мнению Techcrunch, может выглядеть логотип предполагаемого приложения Wonder
Так, по мнению Techcrunch, может выглядеть логотип предполагаемого приложения Wonder
Из материала TechCrunch складывается впечатление, что управление голосом в приложении Wonder будет поддерживать и английский язык тоже.

По утверждению автора материала, он лично общался с рядом «источников в отрасли», которые имели возможность ознакомиться с самим приложением и даже установили себе один из ранних билдов на мобильные устройства под iOS (Android-версия то ли в планах, а то ли и нет).

По форме и содержанию Wonder, согласно описанию Techcrunch, представляет собой «поисковик по друзьям». Ему можно задать вопрос: «Какие рестораны посещали мои друзья?», — и Wonder выводит горизонтальной полосой список заведений. Если кликнуть по какой-то конкретной закусочной, выводится список фотографий, сделанных опять же друзьями по Facebook, и их рекомендации. По второму клику выводится информация о заведении, почерпнутая из Foursquare: карта, адрес, телефонный номер.

Помимо этого Wonder может показывать, какую музыку слушали в последнее время друзья (френды), а также отображать информацию об исполнителях (источником которой служат профили в Last.FM), прослушивать и покупать музыкальные композиции в iTunes.

В некоторых отношениях Wonder напоминает собственную разработку Facebook — сервис Nearby. Правда, по утверждению TechCrunch, Nearby по большей части связан с поиском по коммерческим предприятиям, в то время как Wonder имеет более широкую социальную функциональность. Грубо говоря, искать в Nearby информацию по музыкантам, например, бесполезно.

Материал в TechCrunch написан чуть ли не в восторженном тоне, несмотря на то что информации мало и что и Facebook, и «Яндекс» начисто отказались комментировать разработку Wonder. Представители «Яндекса» признали лишь, что ведут разработки в области Data Mining.

Однако возникает масса вопросов насчёт будущего Wonder. Во-первых, данное «социальное приложение» попадает под определение «поисковая система», а Facebook активно препятствует тому, чтобы поисковые системы индексировали данные пользователей (то есть львиную долю контента Facebook).

Если заглянуть в файл Facebook robots.txt, то нетрудно убедиться, что роботы известных поисковиков там сплошь в стоп-листах.

В 2010 году «Яндекс» и Facebook заключили соглашение, по условиям которого робот «Яндекса» получал возможность индексировать общедоступные сообщения пользователей, размещённые на публичных Страницах (Pages) в Facebook. Негусто, но лучше, чем ничего вообще.

Так или иначе, в написанных для разработчиков Условиях использования платформы Facebook прямо говорится: «Вы не должны включать полученные от нас данные ни в один поисковый двигатель… без нашего письменного разрешения». А поскольку Wonder — это именно что поисковый двигатель, использующий данные из Facebook, это приложение может быть заблокировано Facebook в любой момент.

Тем более, что создатель Facebook Марк Цукерберг несколько месяцев назад вполне явственно заявил о существовании у его команды собственных «поисковых» амбиций:

— У нас проходит миллиард поисковых запросов в день, а мы даже не пытаемся [сделать свой поисковик]. Большинство ищет людей, страницы брендов или приложения. У поиска в интернете есть очень перспективное направление: выдача набора ответов на конкретные вопросы, и у Facebook в этом отношении исключительно выгодная позиция. Вот, например: «Кто из моих друзей или друзей друзей работает в компании, в которую я бы захотел устроиться?» На каком-то этапе мы сможем это сделать. У нас есть команда, которая работает над поисковиком.

Сейчас Facebook выпустил приложение Nearby и вряд ли на этом остановится. Нужны ли ему лишние конкуренты? Впрочем, как уже сказано выше, Facebook и «Яндекс» наладили частичное партнёрство и, вполне вероятно, в скором времени могут его углубить: минувшей осенью Марк Цукерберг приезжал в Россию и вёл некие переговоры с руководством «Яндекса». О чём? Сие тайна велика есть.

Сегодня в мире существуют только два рынка, не «сдавшихся» ещё всемогущему Google: только в России и в Поднебесной лидируют локальные поисковые системы. Правда, доля «Яндекса» в России сейчас составляет «всего» около 60 процентов. Google не то чтобы дышит «Яндексу» в затылок, но и о непоколебимости позиций Главного русского поисковика говорить уже не приходится.

Соответственно «Яндекс» ищет новые ниши, новые рынки и — новых союзников? Google — как раз идеальный объект для «дружбы против» и для «Яндекса», и для Facebook.

Facebook — это Walled Garden, среда, герметично, казалось бы, закрытая от остальной Сети, но уже настолько обширная, что, кажется, ещё немного, и её очертания совпадут с интернетом. Во всяком случае, если раньше «несущей конструкцией» интернета были поисковики, и в первую очередь Google, то сегодня — это социальные сети и их контент, более чем на 90 процентов создаваемый, понятное дело, самими пользователями. «Изоляционизм» Facebook, выраженный в его robots.txt, связан в том числе с нежеланием делиться с конкурентами — с Google, в первую очередь, — всеми теми данными, которые можно монетизировать. В первую очередь, за счёт максимально точной таргетизации рекламы, чему могут послужить практически любые данные о пользователях (отметим, что некоторые пользователи сообщают о себе в соцсетях столько всего разного, что диву даёшься, насколько желание «открыться миру» сильнее элементарного инстинкта самосохранения).

Если гипотетический Wonder станет интегральной частью Facebook, последний ничего не потеряет, а что касается приобретений, так качественная система внутреннего поиска, мобильного или нет, — это уже много. К тому же, как написал Евгений Золотов, на поисковик Яндекс «подсажены» две трети Рунета, а Рунет для Facebook — стратегически важная область.

Вопрос только в том, насколько глубоко Facebook разрешит (если разрешит вообще) роботу «Яндекса» копаться в тех петабайтах данных, которые нагенерировали пользователи соцсети. Вероятность «чудесного» расширения партнёрства отлична от нуля, но и завышать её индекс пока опрометчиво.

Сегодня вечером в штаб-квартире Facebook предполагается пресс-конференция, посвящённая ближайшим планам социальной сети, да и «Яндекс», по слухам, готовит в относительно ближайшем будущем некий большой анонс. Остаётся надеяться, что на одном из этих мероприятий будет внесена ясность и слухи о Wonder либо подтвердятся, либо будут опровергнуты начисто.