Вообще-то обсуждать слухи — последнее дело, но бывает и так, что мимо никак не пройти. Даже если услышанное никогда не материализуется, даже если фактический фундамент минимален, «новость» бывает настолько хороша, что её определённо стоило выдумать. Сегодня как раз такой случай: последние трое суток множится слух о таинственном проекте Яндекса и Facebook. Российские мозги, помноженные на американскую предприимчивость: вот что такое проект под кодовым именем Wonder.

Бог знает, кто запустил эту весть; её упоминанают и американцы, и голландцы, и китайцы. А потому давайте не будем искать, откуда растут ноги, а сосредоточимся собственно на идее. Wonder (англ. чудо) — это мобильное приложение для быстрого поиска информации в вашем социальном графе. Представьте, что вам стало интересно, какие кафе посещают ваши друзья, в каких парикмахерских стригутся, где заправляют свои авто или что-нибудь подобное. Можно по-старинке устроить опрос и прождать несколько дней, собирая ответы. А можно запустить приложение Wonder на Айфоне или любом «андроиде», спросить у него требуемое человеческим голосом (Wonder, якобы, понимает голосовые запросы, сформулированные в естественной форме) — и немедленно получить результат в удобочитаемом виде (точками на карте, к примеру). Исходные данные Яндекс черпает из Facebook, с личных страничек пользователей.

Таким образом Wonder — не что иное как одна из реализаций так называемой технологии социального поиска. В первом приближении, социальный поиск — очень простая штука: если вы ищете что-то, логично предположить, что во многих случаях отдадите предпочтение результатам, которые так или иначе отметили ваши близкие, друзья, знакомые — короче говоря, участники вашего круга знакомств, вашего социального графа. Следовательно, пропустив любой запрос к поисковой системе через такую «социальную линзу», можно надеяться получить более релевантный результат, избавленный к тому же от спама.

Steve Jurvetson

Ничего удивительного, что социальный поиск считается следующей ступенью в эволюции поисковых систем. Вот только реализовать эту простую идею не так-то просто. Насколько сильным должно быть влияние социальной линзы на результат в каждом конкретном случае? Откуда черпать социальную информацию? И чем глубже, тем больше «но», «если», «как».

Фактически орешек оказался настолько крепким, что наши отечественные игроки даже не пытаются его разгрызть, а крупнейшие западные интернет-поисковики хоть и бьются над задачей не первый год, демонстрируют пока весьма скромные успехи: Google, Bing (а вместе с последней, вероятно, и Yahoo!) пока лишь осторожно дополняют итоги классического поиска материалами, извлечёнными из социального графа пользователя, опираясь на соцсети соответственно Google+ и Facebook. Вот почему так интересны любые попытки выйти за рамки стандартной схемы (видели экспериментальный соцпоисковик Socl от Microsoft? см. «С оглядкой на товарища»). И вот почему так интересна инициатива Яндекса — даже если завтра вдруг выяснится, что на самом деле Wonder не существует.

Впрочем, тут следует расставить акценты. В том, что Яндексу достанет квалификации построить собственный поисковик по страничкам Фейсбука, можно не сомневаться. Однако главная проблема Wonder — не техническая. Проблема в отношении Facebook к накопленным ею за годы работы петабайтам социальных данных. Эти данные — такая же ценность, как и сами пользователи. Сторонние разработчики получают лишь ограниченный доступ к этим золотым россыпям через фейсбуковское API, а счастливчик, которому предоставили право неограниченного доступа, похоже, всего один. Это Microsoft, использующая социальные графы Фейсбука для рафинирования результатов поиска Bing.

Так что даже если Яндекс действительно написала Wonder и (незаметно для Цукерберга) собрала на Facebook необходимую информацию, этого ещё недостаточно для перевода разработки из стадии эксперимента в продукт. Wonder «случится» только если Цукерберг даст официальное «добро» на доступ к своей социальной сокровищнице. Пока что правила Facebook прямо запрещают сбор данных на своей территории любым поисковым системам.

Здесь бы и остановиться, ибо за отсутствием фактов дальнейшие рассуждения будут всего лишь гаданием на кофейной гуще. Но в истории полумифического проекта есть ещё один момент, который стоит упомянуть. Вероятность того, что Facebook пойдёт на контакт с Яндексом, ненулевая. Это объясняется значительной заинтересованностью сторон друг в друге.

Damien Basile social interactions

На Яндекс «подсажено» две трети Рунета, а Рунет чрезвычайно важен для Фейсбука — с точки зрения следующего, второго миллиарда пользователей (вкратце: ресурсы развитых стран исчерпаны, для продолжение роста аудитории Facebook необходимы Индия, Россия, Китай; см. «Миллиард Фейсбука: всё только начинается!»). Кроме того, Facebook явно нуждается в собственной качественной поисковой системе (и работает в этом направлении, что известно достоверно), которая облегчила бы пользователям крупнейшей соцсети навигацию по страничкам друзей.

В свою очередь Facebook для Яндекса — это окно в Европу и США: позиции «русского гугла» (как называют Яндекс на Западе) сильны только в России и ближнем зарубежье. Говорят, посещая Москву, Цукерберг навестил и штаб-квартиру Яндекса, что позволяет предположить ведущееся сотрудничество. Так почему бы не предположить, что Wonder и есть их совместный проект?

Но в таком случае можно пойти и ещё дальше. Капитализация Яндекса — меньше 8 миллиардов долларов. Капитализация Facebook почти вдесятеро больше (и кстати, вот уже третий месяц стабильно растёт, см. «Конец эры Facebook и Следующая Большая Идея»). В отличие, скажем, от прижимистой Apple, Цукерберг не брезгует крупными покупками (вспомните судьбу Instagram, см. «Так за что же Facebook выложила миллиард?»). Вывод очевиден: вместо того, чтобы мучиться с совместным проектом, предоставляя доступ в свою святая святых ребятам со стороны (да ещё и из России!), Facebook может просто-напросто поглотить российскую компанию. Кроме всего прочего, покупка Яндекса позволила бы Фейсбуку на голову опередить Google: у последней пока ещё нет ни полноценной собственной социальной сети, ни социального поисковика.

Пока что эти размышления не больше чем забава для ума, да может быть торговая идея для тех инвесторов, кому доступны американские биржи (увы, «российская» Яндекс квартирует в Голландии, а её акции торгуются на площадке NASDAQ; российского у компании только мозги, да клиенты). Ничего практически ценного рядовой пользователь или разработчик отсюда не вынесет. Но будьте готовы к резкому перелому событий. Сегодня вечером калифорнийская штаб-квартира Facebook принимает представителей прессы — которым покажут, над чем трудится команда Цукерберга: приглашение необычное, что заставляет подозревать, что речь пойдёт о чём-то крупном. Равно и Яндекс, если верить слухам, готовит в ближайшие недели или месяцы большой анонс, вероятно, связанный с социальным контекстом.

Прозвучит ли там словечко Wonder?