Ровно месяц прошёл со дня начала продаж iPhone 5 — и за это время накопилось достаточно объективной информации, позволяющей судить о плюсах и минусах новинки с точки зрения покупателей. Рискну утверждать, что только сейчас и стало возможным беспристрастно оценить качества аппарата: поутихли восторженные крики фанатов, готовых покупать каждую следующую модель ради самого факта обладания ею, выплеснули избыток желчи пессимисты — и осевшая пыль явила весьма интересную картину.

«Пятёрка» оказалась безусловно самым успешным представителем семейства iPhone и самым успешно стартовавшим смартфоном за историю индустрии вообще. Лишь за первые выходные было продано свыше 5 миллионов экземпляров, на конец сентября (ориентировочно) около 30, за последний квартал года ожидается 50 миллионов продаж, а в следующем аналитики ждут 170 миллионов. И этот стремительный взлёт тем более удивителен, если учесть, что беспроблемным его назвать никак нельзя: по числу проявившихся недоработок и недосмотров Пятёрка тоже поставила своеобразный рекорд.

Первый скандал спровоцировали карты Apple. С помпой отказавшись от гугловской картографии и навигации в пользу фотореалистичного трёхмерного картографического движка собственной разработки (см. «Для чего Apple своя навигация»), команда Тима Кука, мягко говоря, поспешила. Очевидно в процессе аэрофотосъёмки были неправильно интерпретированы данные о высотах некоторых объектов, в результате чего на Maps — главной фишкой которых является способность изображать местность «в объёме» — появились мосты, здания, башни (в их числе Эйфелева), стелющиеся по земле.

Оказались сбиты и координаты, так что связка Maps + Siri порой заводит пользователей в странные места, рекомендует сброситься с обрыва или преодолеть пару километров вплавь. К чести Apple, компания не стала упираться и быстро признала проблему. Лично Тим Кук обратился к пользователям с открытым письмом, пояснив, что некоторые странности нормальны: это лишь первая версия программы и компания, конечно, продолжит работу, чтобы сделать её «продуктом мирового класса».

Забегая вперёд: самой страшной проблемой Пятёрки оказались вовсе не ошибки, а новый разъём. Узкий Lightning на iPhone 5 (сверху) заменил 30-штырьковый коннектор, стоявший на всех предыдущих моделях Айфонов (снизу) - и одним махом сделал бесполезной старую периферию (колонки и пр.). Каждый третий покупатель счёл это неудобным (фото: Robert S. Donovan).
Забегая вперёд: самой страшной проблемой Пятёрки оказались вовсе не ошибки, а новый разъём. Узкий Lightning на iPhone 5 (сверху) заменил 30-штырьковый коннектор, стоявший на всех предыдущих моделях Айфонов (снизу) — и одним махом сделал бесполезной старую периферию (колонки и пр.). Каждый третий покупатель счёл это неудобным (фото: Robert S. Donovan).

Однако картами дело не ограничилось. Немедленно вслед за этим разразился скандал вокруг царапин на корпусе. iPhone 5 изготовлен из алюминия — дань тонкости, прочности и небольшому весу. Краска нанесена электрохимически, тонким слоем поверху, и легко сцарапывается, обнажая родной серебристый цвет, что особенно неприятно для владельцев чёрной модели. Хуже того, некоторые экземпляры очевидно были поцарапаны ещё на конвейере и покупатели извлекали их такими прямо из коробки.

Руководство, видимо, не ожидало, что проблема окажется столь распространённой и болезненной: если верить сведениям, просочившимся из недр её генерального китайского партнёра, Hon Hai Precision Industry (более известна как Foxconn, см. «Об искусстве поддержания образа»), Apple потребовала ужесточить контроль за сборкой, что привело к временной остановке производства и многотысячным протестам рабочих.

Впрочем, если давление на Hon Hai и уменьшило число поцарапанных экземпляров, отправленных на продажу, то сама Пятёрка крепче не стала. И тут всех сразил Фил Шиллер, главный «яблочник» по маркетингу. Отвечая на письмо очередного разочарованного покупателя, Шиллер написал примерно следующее: любой алюминиевый продукт может поцарапаться в процессе использования. Царапины — это нормально.

Следующим малоприятным сюрпризом оказалась пурпурная дымка, возникающая по краям фотографий, сделанных камерой Пятёрки. Причина, вероятно, кроется в особенностях устройства объектива: при определённых ракурсах (съёмке против источника света, когда сам источник в кадр не попадает) на внутренних линзах возникают блики, что и портит снимок. Официальное объяснение Apple сводится примерно к тому же, а рекомендация — слегка изменить угол съёмки. В общем тоже всё нормально.

Разобрав Пятёрку, знатоки обнаружили, что технически она способна работать в сети самого крупного в мире сотового оператора — компании China Mobile. У той почти 700 миллионов клиентов, но до сих пор она не могла найти общий язык с Apple. Теперь, очевидно, надежда забрезжила (фото: iFixIt.com).
Разобрав Пятёрку, знатоки обнаружили, что технически она способна работать в сети самого крупного в мире сотового оператора — компании China Mobile. У той почти 700 миллионов клиентов, но до сих пор она не могла найти общий язык с Apple. Теперь, очевидно, надежда забрезжила (фото: iFixIt.com).

И последней нежданной находкой на данный момент оказался зелёноватый оттенок экрана, возникающий при включении смартфона после продолжительного (более часа) бездействия. Эффект, по всей видимости, является особенностью дисплейной матрицы iPhone 5, но длится всего пару секунд, а потому хоть и разочаровал нескольких покупателей, производителем внимания не удостоен. Впрочем, подтрунивает пресса, комментарий Apple нетрудно предсказать: это нормальное поведение сложной новой микроэлектроники.

Все эти «нормально» и «естественно» способны разозлить даже тех, кто iPhone 5 ещё не получил и либо ждёт своего заказа, либо раздумывает над покупкой. Но как сильно разочарование в действительности и повлияло ли оно на продажи Пятёрки? Исследователи, квантовавшие реакцию публики, зафиксировали перекос в сторону негативных оценок в дискуссиях о Maps и платформе iOS 6 вообще. Хуже того, отношение к публичным извинениям, принесённым Тимоти Куком, оказалось чисто негативным: иначе говоря, публика решила, что Стив Джобс не стал бы извиняться, он бы просто до такого не довёл!

Тонкость, однако, в том, что вышеозначенные проблемы затронули незначительную часть покупателей. Лишь каждому двадцатому обладателю iPhone 5 некорректное поведение карт доставило ощутимые неудобства. Несколько процентов расстроены царапинами на корпусе и пурпурной дымкой. В сумме этого хватило чтобы произвести заметную реакцию в социальных сетях и средствах массовой информации, но совершенно недостаточно чтобы повредить имиджу Пятёрки.

Констатируя собранные исследователями цифры следует признать, что западная публика не просто хочет iPhone 5 — она его вожделеет. Проведённый в США и Канаде опрос (ChangeWave Research) показал, что почти каждый третий обыватель планирует приобрести Пятёрку для себя или родных — беспрецедентный результат даже для избалованной вниманием Apple. Спрос так высок, что наложившись на нехватку некоторых компонент (говорят, Apple остро нуждается в дисплейных матрицах), привёл к острому дефициту и многонедельным очередям.

Заказы на Пятёрку в своём интернет-магазине Apple выполняет сейчас с задержкой в три недели и больше. Понятное дело, продаётся каждый произведённый экземпляр — результат, о котором большинство конкурентов могут только мечтать. Кстати, цены на флагманские модели Android-смартфонов после выпуска Пятёрки дружно посыпались. Только Galaxy SIII стоит как скала, но и у него, поговаривают, проблемы: Samsung поставляет больше телефонов, чем продавцы успевают сбывать — и у ритейлеров уже накопился запас на месяц вперёд.

Тем временем биржевые аналитики наперебой советуют закупаться акциями Apple. С момента выпуска iPhone 5 котировки сдали почти 10%, спустившись с исторического максимума (702 доллара) до 630. Но все уверены, что отсюда дорога только вверх: говорят, Apple лучше всего покупать когда негативный настрой достигает экстремальных значений. Значит, самое время!