Когда теперь уже бывший глава отделения розничных продаж Apple Рон Джонсон сообщил Стиву Джобсу о своём уходе из компании, чтобы стать исполнительным директором сети магазинов одежды JC Penny, Джобс спросил его: «Ты серьёзно?» Повод для грусти у него действительно был: именно Рон Джонсон разработал совместно с Джобсом розничную стратегию Apple и её, теперь уже эталонные, магазины. Замену ему искали долго, и вот, наконец, вчера стало известно, что его место займёт британец Джон Брове. Кто это такой и почему именно его назначили на место Джонсона?

Джон Брове

Брове работал на высоких постах в Tesco. Эта компания владеет как очень крупной и популярной во всём мире сетью супермаркетов, так и одноимённым мобильным оператором. В 2007 году он стал исполнительным директором британской сети магазинов по продаже электроники Dixons.

Dixons находилась в достаточно плачевном состоянии. Прошлый год компания закончила с убытками, но с существенно меньшими, чем позапрошлый. Так что сделал Брове? Может, провёл полный редизайн Dixons? Нет! Если посмотреть отзывы в социальных сетях, можно понять, что люди, заходившие туда , отмечают (ссылка ведёт в новость на ресурсе The Verge, где в комментариях люди спорят о том, насколько хорошее решение приняли в Apple), что это типичные магазины электроники, «заваленные всякой ерундой, где сотрудники пытаются всеми силами что-то впарить клиентам, а потом — с не меньшим энтузиазмом всучить платное продление гарантийного срока». Такой подход является полной антитезой подходу к покупателям в розничных магазинах Apple.

Интерьер Curris/PC World, магазинов Dixons. Практически ничем не отличается от своих отечественных собратьев

Впрочем, там же, на The Verge, другой пользователь, который сам работал в Dixons, так описывает Брове:

«Он несколько раз заходил в мой магазин. Он заходил к нам в выходные дни и сразу же начинал сам продавать покупателям ноутбуки, да и вообще, например, по полкам товар раскладывать. Каждый раз, когда мы встречались, он помнил, как меня зовут и кто я, и был действительно заинтересован, как претворяются в жизнь те перемены, которые он инициировал. < …> Всё, что я могу сказать, так это то, что он всегда интересуется людьми и на первое место ставит клиентов, каждое своё решение он принимает, думая об интересах клиентов».

Понятно, почему Брове наняли, если дело обстоит именно так. В Apple очень любят, когда старшие руководители не передают свои полномочия по цепочке младшим, а занимаются решением даже мелких проблем сами.

Впрочем, возмущение людей, которые заходили в магазины Dixons, назначением Брове на новую должность в Apple понятно. Я был в Лондоне в магазинах Curris/PC World, которые относятся к сети Dixons, и могу подтвердить, что это действительно полная противоположность Apple Store. При входе к вам немедленно начинают приставать продавцы-консультанты с блеском в глазах, действительно начинающие всучивать дополнительные аксессуары (и, самое главное, продление гарантии) для купленного устройства. Помню, как простоял пятнадцать минут у кассы, ожидая чек на возврат налога, а потом оказалось, что продавщица-индианка не просто забыла про меня: у неё не работал аппарат для выписки таких чеков.

Но Dixons — это Dixons. Джона Брове нанимали туда не для того, чтобы он полностью изменил эти магазины. Они существуют для одной цели: только для того, чтобы приносить деньги, и больше ни для чего другого. Философия, стоящая за магазинами Apple, совершенно иная: сфокусируйся не на продажах, а на том, чтобы клиенту было приятно прийти в магазин и провести там время — неважно, купит он что-то или нет (можно сколько угодно сидеть за компьютером, можно заказать пиццу, можно даже устроить танцы, и никто ничего плохого не скажет — чувствуйте себя как дома). Брове и тут не придётся ничего кардинально менять — лишь продолжить так же хорошо и ответственно координировать работу своего подразделения.

Не стоит забывать, что в течение нескольких лет Apple, традиционно ставившая превыше всего американский рынок, обращает пристальное внимание на другие страны. Также неоднократно говорилось, что в компании рассматривают как самый перспективный рынок Китая. В свете этого неудивительно, что в результате на роль старшего вице-президента по розничным продажам наняли не американца.

Эти догадки подтверждает и Тим Кук, исполнительный директор Apple. Он ответил на письмо читателя популярного сайта MacRumors по поводу Dixons и Брове. Вот что он говорит:

«Я проводил собеседования со многими, и Джон оказался лучшим. Я думаю, что вы будете довольны им так же, как им доволен я. Его роль — не сделать из Apple Dixons, а поднять качество обслуживания клиентов на новый, ещё более высокий уровень».

Впрочем, не стоит думать, что Брове предстоит спокойно сидеть на месте и смотреть, чтобы всё шло так, как заведено. Ещё до его прихода в Apple стало известно, что компания готовится открыть Apple Store нового типа в городке Пало Альто — он будет прототипом нового дизайна эппловских магазинов. То, как пройдёт модернизация Apple Store в целом, позволит судить о том, как новый шеф розничного подразделения справляется со своими задачами.

Ну и напоследок давайте посмотрим, чем же занимается Джон Брове в свободное время. Известно, что он большой любитель фитнеса и здорового образа жизни, любит ездить на велосипеде и ходить под парусом. Забавно, что Тим Кук увлекается тем же самым. Кто знает, может, Брове переехал из Туманного Альбиона в Купертино ещё и для того, чтобы совершать оздоровительные пробежки с Куком среди знаменитых абрикосовых рощ?