В минувшую субботу Sony начала продажи новой портативной игровой приставки, PlayStation Vita. Это прямой наследник присутствующей на рынке уже восьмой год PlayStation Portable — и достойный представитель своего времени. Четырёхъядерный основной и могучий видеопроцессор, 5-дюймовый сенсорный OLED-дисплей и отдельная тач-панель на задней стороне, две камеры, гироскоп, акселерометр, Wi-Fi и 3G, программное обеспечение на флэш-картах и в Сети (PlayStation Network, PSN): всё это Vita.

Купить её пока можно только в Японии. На прилавках США и Европы новинка появится 22 февраля. Ориентировочная цена — 249 и 299 долларов за Wi-Fi и 3G-модель соответственно в Штатах, и столько же, но в евро — в Европе.

Японцы приняли Vita тепло, но без восторга. За уикенд, согласно сторонним оценкам, распродано свыше 300 тысяч экземпляров. Это немного меньше, чем сделала за свои первые два дня Nintendo 3DS (в феврале 2011), но вдвое больше результата PSP в 2004 году. Без накладок не обошлось, причём с отказом приставки включиться, «зависаниями», трудностями регистрации в PSN и прочим подобным столкнулись неожиданно многие. В результате телефонная линия техподдержки оказалась перегружена и покупатели выплёскивали своё недовольство в Twitter.

Нарекания вызвали и странные конструкторские решения. К примеру, Vita — по сути своей многопользовательское устройство, ведь им наверняка будут делиться с членами семьи и друзьями — не умеет работать с несколькими аккаунтами в PSN. Чтобы поменять пользователя (это может понадобиться для входа в сетевые игры под другим именем, покупок в онлайновом магазине Sony и др.), необходимо выполнить полную перезагрузку, с потерей всех данных и возвратом к заводским установкам.

PS Vita легче, крупней и многократно мощнее своей предшественницы. Один только факт: механизм дополненной реальности (augmented reality) будет для  игр на Vita обычным делом.
PS Vita легче, крупней и многократно мощнее своей предшественницы. Один только факт: механизм дополненной реальности (augmented reality) будет для игр на Vita обычным делом.

Реакция публики для Sony чрезвычайно важна. В этом году компания прогнозирует убыток в размере миллиарда долларов, и четвёртый год подряд в «минус». Падение интереса к ТВ, вялые продажи PS3 — всё это внесло свою лепту. Vita может стать первым из числа новейших продуктов, которые помогут компании перепрыгнуть разверзшуюся под ней пропасть.

Но едва ли не более важен запуск Vita для всей индустрии электронных развлечений. Аналитики называют новую консоль Sony не иначе как тестом игровых приставок на жизнеспособность — в мире, где покупатели всё чаще делают выбор в пользу многофункциональных планшеток и особенно смартфонов, в ущерб классическим специализированным игровым устройствам. Смартфон всегда под рукой, спектр его применений бесконечно широк и уж точно не ограничен одними только играми, приложения дёшевы и выбор их намного, намного больше, чем на приставках.

Да, доминирующий вид приложений для смартфонов — игры, но и здесь найдётся масса выгодных отличий, если сравнивать с консолями. Игры для мобильных устройств обычно принадлежат к казуальной категории. Это означает, что играть в них можно от случая к случаю (отсюда и название: casual — англ. случайный), они не требуют долгого изучения или временных затрат, да и стоят в массе своей немногим больше доллара.

Кроме того, casual-индустрия чрезвычайно активна (обновки каждые несколько месяцев, новые игры каждый день) и явно движется в сторону низких цен и условно-бесплатных фримиальных продуктов (игра бесплатная, но платные опции, уровни). Отсюда и широкая аудитория игроков: со смартфонами и планшетками развлекаться могут люди, которые никогда в жизни не возьмут в руки игровую приставку.

Что могут противопоставить этому производители игровых консолей? Только сравнительно более высокое качество, проистекающее из огромных бюджетов приставочных игр. Но насколько оправдана такая ставка? Судите сами: вместе с Vita выпущено меньше тридцати игрушек, цены на каждую из которых фактически начинаются от 40 долларов. Даже предполагая у них заоблачные потребительские свойства, точно ли этого достаточно, чтобы противостоять бесчисленным казуальным разработкам?

Интуитивно ответ ясен и хочется согласиться с теми экспертами, кто уже назвал Vita и 3DS последним — в обоих смыслах этого слова — поколением портативных игровых приставок. Но печальный этот прогноз разделяют не все — и не только из-за упрямого нежелания признать вроде бы очевидное. Дело в том, что производители игровых приставок ориентируются на другую публику, нежели производители смартфонов. Им не нужны все, им нужны только люди, которые по-настоящему увлечены электронными играми. Вот откуда растут ноги у парадоксального заявления, сделанного Nintendo минувшим летом: рост популярности казуальных игр никак не повлиял на «здоровье» приставок.

Игровые фанаты способны на многое, и лучшее тому подтверждение — масштабы продаж компьютерных хитов. К примеру, приставочная Call of Duty 3, продажи которой начались в декабре, собрала один миллиард долларов за пару недель. Конечно, такие рекорды относительно редки, но главное не останавливаться, верно? Та же Sony уже пообещала не повторять прошлых ошибок (PSP фактически принесли в жертву выпущенной после неё стационарной PS3, притормозив разработку софта) и в кратчайшие сроки выпустить как можно больше игр для Vita.

Динамика различных мобильных платформ. Спрос на портативные игровые консоли в лучшем случае остаётся на месте, тогда как многофункциональные мобильные устройства ставят рекорд за рекордом.
Динамика различных мобильных платформ. Спрос на портативные игровые консоли в лучшем случае остаётся на месте, тогда как многофункциональные мобильные устройства ставят рекорд за рекордом.

Таким образом, история приставок на Vita и 3DS, вероятно, не оборвётся. Они продолжат существовать рядом с мобильными устройствами, довольствуясь «профессиональной» нишей, заполненной верными поклонниками. Вопрос в том, как долго приставки смогут так протянуть — ведь даже если предположить, что игровых фанатов меньше не станет, аудитория казуальных игроков растёт, и растёт быстро.

Оценить количество тех, кто играет в casual-игры на мобильных устройствах, трудно: кто-то называет цифру 135 млн., другие предлагают ориентироваться на ежесуточно активируемые полмиллиона Android-устройств, и так далее. Но лучше всего — простое сравнение. По данным Flurry Analytics, на Sony и Nintendo в Соединённых Штатах за 2011 год придётся только 42% игровых продаж, всё остальное достанется iOS и Android. А ведь ещё пару лет назад доля первых двух превышала 80%!

Похоже, не потеряться на фоне казуальных игр и смартфонов можно только одним способом: резко снизить цены на сами приставки и программное обеспечение. Nintendo, почти вдвое уценив 3DS летом, уже движется в этом направлении. Sony пока намекает только на возможные скидки для игрушек, продаваемых онлайн, через PSN. Но аналитики в один голос уверяют, что ещё до февральского релиза в Европе и США будет сильно уменьшена и цена на саму Vita.