В продолжение темы про безымянную аудиокарту хотелось бы обратить внимание общественности вот на этот «пронзительный крик» инженерной мысли: «самодельный» синтезатор MIDIBox FM. Дело в том, что это вот устройство, представляющее собой вполне серьёзный рэковый синтезатор, имеет к вышеупомянутой карте (почти) прямое отношение.

MIDIBox FM представляет собой синтезатор, построенный на базе «игровых» аудиомикросхем, применявшихся в ранних (ещё более ранних, чем наш «безымянный» зверь) потребительских аудиокартах.

MIDIBox FM (midibox.org)
MIDIBox FM (midibox.org)

Но сначала немного истории.

В 1967-1968 годах сотрудник Стэнфордского университета Джон Чоунинг обнаружил новый (тогда) метод синтеза звука, получивший название «частотная модуляция» . Принцип — в теории — прост: несколько волн простой формы модулируют друг друга по частоте и суммируются, выдавая на выход подчас очень богатый и интересный звук.

В 1975 году Чоунинг получил на это патент, а затем фирма Yamaha купила лицензию на коммерческое воплощение данного принципа. Правда, в итоге их реализация несколько отличалась от метода Чоунинга: её скорее следует называть фазовой модуляцией, но это уже не так важно.

Важно другое: Yamaha очень здорово раскрутила этот метод, явив миру линейку синтезаторов DX, из которых самым известным является DX-7:

На 1:19 он хорошо виден.

FM-синтез в том или ином виде сейчас присутствует во многих аппаратных и программных (Native Instruments FM7/FM8, Native Instruments Reaktor, Propellerhead Reason) синтезаторах, а за синтезаторами DX/TX и до сих пор охотятся, с руками отрывают.

Но самое интересное, что Yamaha реализовала FM-синтез и для компьютерных аудиокарт. В частности, в 1987 году на свет появляется AdLib Music Synthesizer Card — первая потребительская аудиокарта для персональных компьютеров, добившаяся массового распространения. Не без помощи, впрочем, игровиков: King’s Quest IV 1988 года стала первой в истории компьютерной игрой, поддерживавшей AdLib. Поддержка этой карты довольно быстро приобрела массовый характер (в буквальном смысле), но это, увы, не помешало компании-производителю вылететь в трубу уже в 1992 году.

Всё это к чему? «Сердцем» AdLib был чип Yamaha YM3812, также известный как OPL2. Он же использовался в первом поколении карт Creative Soundblaster. Во втором поколении этих карт (начиная с Soundblaster Pro 2) на смену этому чипу пришёл Yamaha YMF262 (он же OPL3).

И вот как раз на этом чипе, как уже упоминалось выше, выстроен MIDIBox FM.

Странное, надо сказать, изделие. В полной комплектации это шестиголосный синтезатор (каждый тембр генерируется четырьмя «операторами», то есть составляется из четырёх волноформ, модулирующих друг друга), «поднагруженный» дополнительным ПО, которое улучшает звучание.

Помимо собственно микросхемы OPL3, в устройстве также используются один или два цифро-аналоговых преобразователя YAC512. Все эти чипы выпаиваются из винтажных компьютерных аудиокарт, так что в стоимость набора они, как ни странно, не входят.

Судя по пространному описанию функций, это вполне полноценный музыкальный дивайс, даром что модульный, для которого написано своя операционная система и программная оболочка для управления синтезатором через ПК. Приобретать само устройство можно (и, скорее всего, придётся) по частям, а затем собирать в одно целое.

Примерно посередине этой страницы приводится ряд примеров звучания устройства. Ну а ниже — демонстрационное видео:

P.S. Когда всё вышепредставленное уже было написано, выяснилось, что у проекта uCApps.de таких MIDIBox’ов — целая здоровенная серия. Среди них, пожалуй, особо следует выделить MIDIBox SID: DIY-синтезатор на базе легендарной микросхемы MOS Technology SID, использовавшейся в компьютерах Commodore 64, Commodore 128 и Commodore MAX Machine.

Эта схема обладала настолько характерным звучанием, что приобрела популярность у музыкантов и за пределами «секты восьмибитчиков», а о том, насколько эта теперь уже редкая схема востребована, говорит тот факт, что в Китае отмечены многочисленные случаи их подделки.