Эпоха видеоигр началась фактически сорок лет назад, а то и раньше; сейчас игровой рынок — отрасль с многомиллиардными бюджетами, по популярности способная тягаться со всеми остальными развлекательными отраслями как минимум на равных. Бал правят гигантские корпорации с длинной историей, внутренней корпоративной культурой, копирайтами и брендами, каждый из которых — на вес золота.

Сейчас, в эпоху многомиллионных бюджетов, у игр нет единоличных авторов — есть только крупные команды разработчиков, и никого особо не интересует, как их всех зовут.

Так было не всегда: за самыми знаменитыми игровыми наименованиями десять-двадцать лет назад стояли вполне конкретные авторы, подчас выполнявшие всю работу в одиночку. Как сложилась их судьба потом, когда видеоигры стали в полной мере индустрией? Давайте посмотрим.

Сразу хотелось бы оговориться, что это ни в коем случае не рейтинг, и что о хронологической последовательности речи также не идёт.

Тору Иватани — автор Pac-Man. Одной из самых популярных аркад всех времён и народов. О том, как создавался Pac-Man, мы писали в конце прошлого года. Удивительно, но факт: у Иватани не было ни программерского, ни дизайнерского образования, зато была голова на плечах. Забавно, но факт: фактически Иватани прославила одна-единственная игра, которую он придумал (не написал — именно придумал). Последующие его игры тем же успехом не пользовались — да и мудрено побить рекорд Гиннесса, который поставил Pac-Man. На личной карьере Иватани успех игры не сказался.

С 2007 года Тору Иватани читает лекции по созданию персонажей в одном из университетов Токио.

Великие дизайнеры игр прошлого и настоящего
Тору Иватани (Laughinsquid.com).

Сигеру Миямото — один из главных дизайнеров игр компании Nintendo, создатель неубиваемого бессмертного Mario, Donkey Kong, The Legend of Zelda, Star Fox и других.

Сигеру Миямото (wiinintendo.net).
Марио как прыгал по консолям, так и прыгает, Zelda пережила тысячу перерождений и явно продолжит в том же духе: на этот год намечен очередной релиз сериала. Сам Миямото возглавляет сейчас крупнейшее в Nintendo подразделение — Nintendo Entertainment Analysis and Development, в свободное время играет на гитаре, банджо и мандолине. Кроме того, он занимается разведением собак.

Дэвид Брейбен и Иен Белл — создатели Elite. Одной из первых (если не самой первой) трёхмерной игры. Первого космического торгово-военного симулятора. Первой игры, основанной на принципе «свободного исследования». Первой игры, в которой свобода действий игрока вообще мало чем была ограничена.

Абсолютно культовое творение пережило портирование на все мыслимые платформы 1980-х, да и 1990-х тоже. Увы, Elite стала единственным совместным достижением Белла и Брейбена. Сиквелы к «Элите» создавались уже без участия Белла, паче того, между двумя бывшими партнёрами нередко вспыхивали серьёзные скандалы, особенно когда Брейбен пытался приписать себе основную часть работы над Elite и с излишней рьяностью бросался защищать свои копирайты.

Дэвид Брейбен (Bafta.org).

Первый сиквел к Elite — Frontier: Elite II — разошёлся тиражом от 350 до 500 тысяч копий, что было очень здорово для начала 1990-х. Следующая игра серии — Frontier: First Encounters — провалилась из-за массы технических недоработок, допущенных в связи с давлением со стороны издателя игры.

В настоящее время Брейбен руководит небольшой студией по разработке игр Frontier Developments. Практически всё предыдущее десятилетие в своих нечастых интервью он обещал непременно сделать Elite 4, даже сообщил, что её разрабатывали как MMORPG в 2000 году, но отказались от затеи из-за «сырости технологии».

Иен Белл (wiki.alioth.net).
С середины 2000-х разработки якобы возобновились, но в 2010 году Elite 4 исчезла из списка «In Development» на сайте Frontier Developments — там сейчас значится одна-единственная игра, The Outsider. Скорее всего, Elite 4 никогда не выйдет.

Что касается Иена Белла, то о нём мало что известно; он по-прежнему занимается программированием (на MobyGames можно найти небольшой список игр, к которым он приложил руку), одно время изучал восточные единоборства, массаж и диджействовал на трансовых мероприятиях. Его личный сайт очень давно не обновляется вообще.

Крис Робертс — создатель сериала Wing Commander, уже сугубо боевого космосима, который обратился со временем фактически в киносериал — с третьей по счёту игры биться с противниками было не так интересно, как смотреть видеовставки.

Крис Робертс (wcnews.org).
Благо там снимались (и играли!) такие актёры, как Марк Хэммилл, Малькольм Макдауэлл и Джон Рис-Дэвис.

Робертс участвовал (на начальных этапах) и в работе над «самым амбициозным в мире космосимом» — Freelancer, который доделывали, правда, уже без него.

В конечном счёте Робертс окончательно ушёл в кинематограф. Режиссёра из него не получилось — экранизация Wing Commander с треском провалилась, зато потом он с переменным успехом продюсировал голливудские кинопостановки с ведущими актёрами в главных ролях.

Сид Мейер — создатель фирмы Microprose и автор таких игр, как Sid Meier’s Pirates!, Sid Meier’s Civilization, Sid Meier’s Railroad Tycoon, Sid Meier’s Colonization, а также ранних авиасимуляторов — F-15 Strike Eagle (и его разновидностей), F-19 Stealth Fighter. Несть числа играм, которые он разработал, но в результате дольше всех живут бренды Pirates!, Railroad Tycoon (теперь — Railroads) и Civilization. У «Цивилизации» — по-прежнему миллионы поклонников по всему миру.

Сид Мейер (joystiq.com).

В настоящее время Мейер руководит основанной им компанией Firaxis Games в качестве креативного директора и вместе со своей второй женой поёт в хоре в лютеранской церкви евангельской веры в Кокисвилле. Причём не только поёт, но и сочиняет музыку.

Роберта Уильямс — соосновательница легендарной Sierra, создательница жанра графических квестов, первым из которых стала игра King’s Quest. Впрочем, помимо милого сказочного сериала King’s Quest «на совести» Уильямс — одно из самых кровавых и страшных творений мирового игропрома: Phantasmagoria.

После того как её супруг Кен Уильямс продал Sierra в 1996 году, Роберта участвовала в разработках до 1998 года (когда вышла последняя игра серии King’s Quest — Mark of Eternity), а после — ушла из разработки игр вообще.

Кен и Роберта Уильямс (nordhavn.com).

В 2006 году она в одном интервью отметила, что хотела бы заняться написанием исторического романа.

По этой ссылке располагается официальный сайт супругов Уильямс. Как нетрудно догадаться, он в основном посвящён былому великолепию Sierra. Увы, давно уже былому.

В связи со Sierra необходимо упомянуть также как минимум и Эла Лоу (Al Lowe), создателя легендарного (в том числе своей охальностью) Leisure Suit Larry; Скотта Мёрфи и Марка Кроу — «Двух парней с Андромеды», создателей сериала Space Quest; Лори Энн и Кори Коулов, супругов, стоявших за сериалом Quest For Glory. Кроме Коулов, все ушли из игрового бизнеса.

Скотт Мёрфи, которого выпроводили из Sierra в 1999 году, «изо всех сил пытался притворяться обычным человеком» и работал в офисе. Играми больше не занимается. У Эла Лоу — собственный юмористический сайт.

Коулы основали компанию Transolar Entertainment, которая выпустила несколько малоизвестных игр и переключилась на веб-дизайн. В последний раз в игровом контексте о них стало известно, когда энтузиасты AGD Interactive переделали в VGA классический Quest for Glory II. Коулы всячески поддерживали это начинание.

Ричард Гэрриотт, он же лорд Бритиш, в первую очередь знаменит сериалом Ultima и компанией Origin Systems, которую создал ради издания собственных игр.

Ричард Гэрриотт (wikipedia.org).
Именно Гэрриотт в 1997 году придумал термин Massive Multiuser Online Role-Playing Game (MMORPG) — прежде игры этого только зарождавшегося в ту пору жанра именовали Graphic MUD (Multi-User Dungeon).

С начала 2000-х и до 2008 года Гэрриотт работал с одним из американских подразделений корейского производителя онлайновых забав NCSoft. В 2008 году его оттуда выдавили, причём каким-то особо мерзким образом: опубликовали от его имени прощальное письмо, которого он не писал. В 2010 году он за это наказал бывших нанимателей на 28 миллионов долларов.

Также в 2008 году Гэрриотт осуществил давнюю мечту — слетал на МКС в качестве космического туриста, заплатив за это, по некоторым сведениям, около тридцати млн долларов. В настоящее время занимает высокий пост в компании Space Adventures и заседает в правлении X Prize — в общем, занимается пропагандой космического туризма как только может.

Да, а ещё он занимается магией.

Джон Ван Канегэм (mightandmagic.wikia.com).
Джон Ван Канегэм — человек, которому мир обязан серией ролевых игр Might & Magic, а также стратегиями King’s Bounty и Heroes of Might & Magic. Его компания New World Computing из разработчика выросла и в крупного издателя, выпустившего около 250 игровых наименований.

Позднее Канегэм, как и Гэрриотт, успел поработать в NCSoft, а сейчас — вот уж внезапный поворот событий — руководит брэндом Command&Conquer в Electronic Arts. Судя по всему, C&C скоро станет онлайновой игрой , и реализацией этих планов EA занимается как раз Канегэм.

Джордан Мехнер — отец франшизы Prince of Persia. В 1990-е он в одном интервью пожаловался, что не умел толком рисовать, когда делал свои первые игры — Karateka и Prince of Persia, поэтому использовал ротоскопию. В результате получилась исключительно гладкая и «живая» анимация, которая и прославила эти аркады.

Джордан Мехнер (jordanmechner.com).
Первые две игры сериала были шедевральны. Третья, к созданию которой Мехнер почти не имел отношения, оказалась недоношенной и потому топорной 3D-поделкой.

В 2001 году, впрочем, Мехнер принял участие в разработке совершенно новой игры под брендом Prince of Persia — Sands of Time, которая не имела никакого отношения к оригинальному сериалу. Игра оказалась чрезвычайно успешной, но в дальнейшем Ubisoft уже обходилась без помощи Мехнера.

Зато не обошёлся Disney: в 2010 году студия выпустила фильм «Принц Персии: Пески времени», имеющий мало отношения к игре, но вполне зрелищный — на один раз. Мехнер выступил исполнительным продюсером.

Ну а сейчас он, как и прежде, рисует комиксы (простите, графические романы) и пишет сценарий к экранизации комикса Fathom, в котором должна будет сниматься Меган Фокс.

Джон Ромеро и Джон Кармак — эти ребята загнали нас в нацистскую крепость Вольфенштайн, да и не один раз. Затем сотворили с нами Злой Рок. То есть игровой сериал Doom. Затем устроили Землетрясение — сериал Quake. Впасть в Ярость (Rage) нам ещё, видимо, только предстоит.

Ромеро был основным дизайнером Commander Keen, Wolfenstein, Doom и первого Quake. Кстати, он приложил руку к дизайну и Heretic и HeXen, игр, выпущенных союзниками и единомышленниками id — Raven Software.

Джон Кармак (слева), Джон Ромеро (справа). Фото wikipedia.org.

После ухода из id Software он сменил несколько мест работы, участвовал в разработке целой плеяды великолепных игр, в том числе Half-Life, Deus Ex, Anachronox, Thief: Deadly Shadows и Red Faction. Во второй половине 2000-х, однако, Ромеро как-то отходит от дел; последний реализованный проект — в 2005 году, а FPS-проект Severity накрылся шляпой в 2009 году, поскольку игровые издатели не захотели с ним связываться.

Что же касается Джона Кармака, то он вполне успешно директорствует в id Software и поныне, продолжая разрабатывать игровые движки. Кроме того, он основал ещё одну космическую компанию — Armadillo Aerospace, которая сейчас активно занимается разработкой посадочного модуля для будущих экспедиций на Луну. Armadillo дважды брали приз в соревновании Northrop Grumman Lunar Lander Challenge, заработав на этом 350 и 500 тысяч долларов.

К слову, Кармак там — ведущий инженер.