Mail.ru тщательно склонировал ещё один западный веб-сервис

Вчера компания Mail.ru Group объявила о бета-тестировании нового социального сервиса под названием «Футубра». Проект разработало не одно из уже существующих подразделений Mail.ru, а отдельная команда из двадцати человек. Что получилось в результате, очевидно с первого взгляда: клон известного западного сайта Tumblr с лёгкой примесью Twitter.

Создание новой записи в Футубре

Как и Tumblr, «Футубра» представляет собой сообщество блогов, которые лучше подходят не для длинных текстов, а для картинок, видео и коротких сообщений. Новый пользователь немедленно получает блог, где можно публиковать записи шести типов: «текст», «фото», «видео», «цитата», «событие» и «скучно». Каждый тип может содержать двести знаков текста в телеграфно-твиттерном стиле, к «фото» можно приложить изображение, к «видео» — ссылку на видео, опубликованное на Youtube, Vimeo, Rutube или видеосервисе Mail.ru, а к «событию» — приписать время и место события. Кроме того, одним нажатием кнопки с изображением кавычек можно скопировать в свой блог чужую запись, которая тоже опубликована на «Футубре» (аналог функции reblog из Tumblr или ретвитов из Twitter).

Лента подписок в Футубре

Как и в Tumblr (а также в Livejournal или в Twitter), в «Футубра» можно подписываться на чужие блоги, чтобы затем читать их в собственной ленте подписок. Более того, «Футубра» позволяет распределить подписки по нескольким тематическим лентам (Tumblr такой функциональности лишён). При этом, несмотря на наличие подписок, роднящее сервис с социальными сетями, в «Футубре» нельзя создавать закрытые записи, которые предназначены только для знакомых. Всё, что опубликовано на сервисе, сможет прочитать кто угодно.

Заметное отличие от оригинала — полная невозможность настроить внешний вид своего блога. Нельзя менять не только дизайн, но даже и цвета или фон. Впрочем, возможно, это временное ограничение, которое со временем исправят.

«Делая Футубру, мы ориентировались на то, чего нам самим не хватает в современных микроблогах и социальных сетях,» — цитируются в пресс-релизе Mail.ru слова вице-президента Mail.ru Анны Артамоновой, которая курирует разработку сервиса. Забавное утверждение, если учитывать, что почти все особенности «Футубры» позаимствованы из более чем очевидного источника.

Сравните с Tumblr

Тут можно было бы порассуждать о том, почему русские веб-разработчики так любят копировать чужое. Где, в конце концов, гордость? Почему хоть иногда не сделать что-то своё, почему всегда всё заканчивается дублированием общеизвестного сервиса с точностью до запятой? Впрочем, тупик, в который неизбежно упрутся эти рассуждения, давно известен. Клонирование всего и вся превратилось в модус операнди нашей компьютерной индустрии задолго до появления Веба. Духовными предшественниками авторов «Вконтакте» и «Футубры» были советские инженеры, изучавшие и копировавшие в своих НИИ топологию интеловских микросхем вместо того, чтобы проектировать собственные.

Поэтому лучше подумаем о другом: о том, почему для того, чтобы воспроизвести Tumblr и Twitter, мало скопировать их функциональность и внешний вид. И то и другое совсем нетрудно сделать, особенно если не готовиться о нагрузке, которую создают десятки миллионов пользователей. Почему же в интернете только один Tumblr и только один Twitter?

Дело, похоже, в том, что людей к таким сайтам влечёт не дизайн и не функциональность (довольно жалкая с любой точки зрения). Людей привлекают сообщества, которые сложились вокруг Tumblr и Twitter, со всеми их самобытными традициями и особенностями.

Эти традиции они унаследовали со времён, когда ими пользовались не миллионы, а считанные тысячи, если не сотни человек. Первыми пользователями Tumblr были нью-йоркские дизайнеры. Об этом давно уже никто не помнит, но последствия вполне ощутимы. Twitter запустили на фестивале SXSW, куда съезжаются веб-разработчики, блоггеры, музыканты и киношники со всей Америки. И это тоже заметно. Оба сайта органично выросли вокруг сообщества, которое было интересно само по себе.

«Футубра», ясное дело, будет расти иначе. Её аудитория будет состоять из тех, кого Mail.ru сумеет загнать туда своими баннерами. Это, конечно, метод, и даже, возможно, эффективный. Но новый Twitter или Tumblr (даже русский) так не делают.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях