Глядя на квартальную отчётность Acer, никак не мог выбросить из головы народную мудрость: «Кому суп жидок, а кому жемчуг мелок». Особенно обидно было за Apple: компания рапортует о рекордных продажах, а биржа вымывает из её капитализации $40 млрд! Здесь же — полнейший беспросвет, отягощённый к тому же, как мы скоро увидим, ещё и отсутствием не только перспектив, но и чёткого понимания картины будущего… А рынку наплевать. Может, давно уже все махнули рукой? Вроде не похоже: интерес таки теплится:

183_1

Ну да бог с ней, с биржей. Гораздо продуктивнее разобраться с самим бизнесом Acer и понять, почему руководство компании предпринимает такие странные шаги для спасения бизнеса, который обречён в рамках той парадигмы, что выбрана пять лет назад.

Сначала — непосредственно цифры: чистый квартальный убыток — $251 млн, из которых $44 млн приходятся на списание «инвентаря расходных материалов». По итогам 2013 финансового года выручка ($12,1 млрд) сократилась на 16,2 % по сравнению с итогами предыдущего года, а суммарный чистый убыток составил почти $700 млн. Если коротко, то полный мрак.

Почему же все так плохо у Acer, которая даже сменила в конце 2013 года генерального директора на Джейсона Чена, примчавшегося на помощь из чиподельного предприятия Taiwan Semiconductor Manufacturing? (На мой взгляд, чиподел во главе — это последнее, что нужно сегодня Acer, ну да хозяин – барин.) По мнению руководителей компании, основная причина неудач — безразличие рынка к ультрабукам и лэптопам с тачскринами, на которые Acer сделала основную ставку в деловой стратегии бизнеса.

183_3

Хитрость, однако, в том, что руководство Acer лукавит. В своё время компания очень чутко проинтуичила изменение конъюнктуры на компьютерном рынке и быстро переключилась от «тяжёлых» ноутбуков, которые не вытягивали бизнес из болота даже благодаря массовому сбыту за счёт демпинговых цен (помните, как в середине «нулевых» все прилавки московских магазинов были завалены трёхкилограммовыми гробами Acer и Toshiba с чудовищно блеклыми 15-дюймовыми экранами и раскалёнными добела процессорами AMD, зато по цене от 15 до 20 тысяч рублей?), к производству очень элегантных (то, что называется sleek design!) ультрабуков.

Теперь нам говорят, что ультрабуки, даже такие красивые, как у Acer, не могли справиться с ордой мобильных гаджетов (смартфонов и планшетов), атаковавших потребителя. Но ведь Acer на ультрабуках не остановилась! Компания очень мобильно переключилась на производство планшетов и даже пыталась пофлиртовать со смартфонами, купив замечательных ребят E-Ten.

И сегодня Acer продолжает выпускать планшеты в массовом порядке. Можно, конечно, предположить, что причина неудач в ставке на операционную систему Microsoft, от которой на мобильном рынке сегодня разве что лошади ещё не шарахаются. Однако это предположение ошибочно: во-первых, Acer хватило мудрости не связываться с Windows RT, а полноценная Windows 8, которую устанавливают сегодня на линейку Iconia (вон он, один такой, лежит передо мной на столе, щурится своей ненавистной Метромордой!), вполне удачно заполняет маргинальную нишу мобильных дублёров стационарных ПК; во-вторых, Acer выпускает и планшеты под управлением Android (например, Tab 7 или Iconia A1), которые, правда, продаются ничуть не лучше ни планшетов, ни ультрабуков компании.

183_2

Значит, дело всё-таки не в отставании на рынке мобильных гаджетов и даже не в качестве ультрабуков и ноутбуков (у Acer оно вполне себе на среднем уровне по отрасли), а в чём-то другом. В чем?

Прежде чем попытаюсь высказать собственную гипотезу, предлагаю взглянуть на пути выхода из кризиса, которые обозначило руководство Acer в пресс-релизе, приуроченном к очередному провальному финансовому отчёту. На первое место поставили рекламный (на мой скромный взгляд — совершенно безвкусный и дешёвый) демарш с добровольным сокращением зарплаты руководящих работников аж на 30 %. Зарплаты сокращаются прямо с января месяца — в качестве демонстрации готовности «разделить ответственность» — и не будут повышаться до тех пор, пока «бизнес не пойдёт на поправку и не будут достигнуты поставленные цели».

Мера эта, разумеется, лишь витрина, а что же по сути, которая — цитирую пресс-релиз — такова: «Наша продукция, вопреки лидерству по дизайну, не вполне адекватно отражает потребности рынка»? По сути, я вам скажу, очень любопытный ход: Acer планирует сосредоточиться на разработке персонализированной облачной системы, которая объединит все ноутбуки, планшеты и смартфоны компании!

Довольно неожиданно, не правда ли? Собственно, я бы должен был догадаться о чем-то подобном без всякого пресс-релиза, потому что облачные приложения на моем планшете достали меня хуже горькой редьки с первого дня его использования. Тут тебе и Acer Cloud, и Acer Docs, и Acer Media, и Acer Photo, и Acer Portal, и Acer Remote Files, и Acer Identity Card!

Согласитесь, такое бревно сложно не заметить в своём глазу. Я же умудрился. Как так? А очень просто: просмотрев бегло функционал этих приложений и насладившись их невыносимой назойливостью (лезут в душу попеременно один за другим со своими вопросами, требованиями, советами и приложениями каждые 15 минут!), я их все срыл поскорее с глаз долой! Хватит мне кошмаров самой ОС, которая в роли интерфейса для пальцевого ввода конкурирует с коитусом в гамаке!

Итак, спасение Acer видит в ставке на создание и пропаганду облачной системы. Для тех, кто ещё не догадался, — а-ля Apple. На мой взгляд, ставка совершенно смертельная. И если в ближайшее время ничего в стратегии компании не изменится, даже боюсь подумать, какие квартальные отчёты она представит уже в следующем году.

Почему ставка Acer на проприетарное облако убийственна? Потому что компания пытается развёртывать облачную стратегию — в отличие от Apple — поверх чужой операционной системы! К тому же системы чудовищной для мобильного рынка (это про Windows). Облако Acer поверх Windows 8, в которой скрывается ещё и облако самой Microsoft, равно как и облако Acer поверх Android, полностью заточенной на облачные сервисы Google, — это какая-то жуткая химера. Единственная реакция массового потребителя, на какую можно рассчитывать при таком раскладе, это то, что все приложения Acer быстро-быстро деинсталлируют, чтобы они не путались под ногами и не мешали работать в хоть и неудобной, но все же уже привычной среде.

Что же делать Acer? На мой взгляд, есть только два варианта — придумывать новый привлекательный имидж для своего бренда либо изобретать операционную систему для своих мобильных гаджетов (что-то вроде Tizen). Одно другого не лучше, и даже не знаю, что сложнее. Увы, никаких других альтернатив в голову не приходит. Но по крайней мере появится хоть какой-то шанс выжить. Шанс, который полностью отсутствует при ставке на проприетарную облачную настройку поверх чужих операционных систем.