Проект Джонатана Харриса (Jonathan Harris) под названием WeFeelFine.org был одним из первых экспериментов по применению «больших данных» в искусстве. В его рамках анализировались тысячи сетевых статусов людей со всего мира, и на основании этой информации отображалось коллективное настроение пользователей в текущий момент. Простота подхода и изящество его реализации заставили многих посмотреть на технологии Big Data иначе.

Оценка коллективного настроения и поиск определённых эмоций в сети (изображение: wefeelfine.org)
Оценка коллективного настроения и поиск определённых эмоций в сети (изображение: wefeelfine.org).

Подобным образом увидеть прекрасное в массивах чисел сегодня пытается множество представителей современного искусства. Сейчас в Мюнхене подходит к концу выставка Big Data Art 2013, официальное закрытие которой состоится 28 ноября.

Её учредитель Питер Кристманн (Peter Christmann) так описывает идею выставки:

«Поиск скрытого смысла в огромных наборах данных и потоках кластерной информации, таких как статистика или подборка твитов, играет важную роль в понимании мира и в искусстве».

На премьере выставки он отметил, что воспринимает «цифровой след» как неотъемлемую часть деятельности современного человека:

«“Большие данные” – часть нашей жизни, хотим мы того или нет. Мы все оставляем цифровые следы и не можем отказаться от этого. Однако большинство людей не имеют прямого отношения к данным, которые невольно производят.

Кристманн подчеркнул, что в обществе сегодня доминирует настороженное отношение к Big Data из-за шпионских скандалов, и задача искусства – исправить эту ситуацию:

«Образы, окружающие мир “больших данных”, ограничиваются фотографиями Эдварда Сноудена, Ангелы Меркель и АНБ. Превращение наших данных в искусство может помочь увидеть их в новом качестве».

В то же время арт-дуэт APNOA использовал в своей инсталляции 377 ключевых слов, появление которых в сети предположительно отслеживает АНБ. Один из трёх блоков на дисплее состоит из ряда асимметрично расположенных строк, которые изменяются в режиме реального времени. Каждый раз, когда появляется твит с одним из отслеживаемых слов, строка прерывается. Это сделано специально, чтобы показать негативное влияние подобного надзора на конфиденциальность.

Инсталляция на выставке Big Data Art 2013 (фото: DW/D Barnwell)
Инсталляция на выставке Big Data Art 2013 (фото: DW/D Barnwell).

Куратор выставки Сандра Марш (Sandra Marsch) высоко оценивает роль Big Data и видит в больших объёмах данных источник вдохновения для представителей современного искусства:

«Сейчас “большие данные” оказывают огромное влияние на нашу жизнь. Мы видим, как под этим влиянием у людей формируется устойчивое мнение по разным вопросам, и это завораживает. Big Data – это реальность, которая требует толкования».