54 года назад, 23 января 1960 года человеку покорилась Марианская впадина — проект, получивший кодовое название «Нектон», увенчался успехом. В самом глубоком месте Мирового океана, в Бездне Челленджера, на глубине 10 918 м двенадцать минут находились двое — океанолог-исследователь Жак Пикар (на фото он справа) и лейтенант ВМС США Дон Уолш. Почти 5 часов они опускались на дно в батискафе «Триест», чуть более 3 часов занял путь наверх.
3b1a5223d1a07db0a23857c2587d027e
За прошедшие с того дня 54 года лишь трое людей побывали в этом месте и на этой глубине; третьим был режиссёр Джеймс Кэмерон (ну как же… «Титаник», «Терминатор», «Аватар» и — ещё бы! — «Бездна»). В марте 2012 года он совершил в одиночку спуск в Бездну Челленджера на батискафе Deepsea Challenger. Об этом, впрочем, чуть позже…

Что интересно — один из покорителей Марианской впадины, Жак Пикар, являлся сыном и, что важно, коллегой и сотрудником Огюста Пикара, выдающегося учёного, инженера, изобретателя, благодаря гению которого появились и стратостат, и батискаф. Конструктором рекордного батискафа «Триест» также был Огюст Пикар. Об этом человеке и его вкладе в копилку технических решений, открывших человеку путь к границам атмосферы и в глубины Мирового океана, несомненно, стоит вспомнить сегодня.

Профессор, изобретатель, аэронавт
пикарголубойОгюст Антуан Пикар родился 28 января 1884 года в Базеле (Швейцария). Окончил Государственный технологический институт в Цюрихе. В 1922 году стал профессором физики в университете Брюсселя. Помимо преподавания, он с увлечением занимался огромным количеством самых разнообразных дел: пытался придумать технологию получения искусственных алмазов, изобретал сейсмографы, изучал свойства урана, ставил опыты по доказательству теории относительности. А ещё он исследовал ледники в горах Швейцарии. Участвовал в спортивных соревнованиях в качестве пилота воздушного шара. Из-под его пера вышло несколько научно-фантастических рассказов. В общем, это был классический чудаковатый профессор-изобретатель. (Помните фильм «Назад в будущее»? Ну так вот…)

профессорпикарОдин из его студентов описывал его так: «Представьте себе Пикара, когда он, заложив руки за спину и склонив голову, прохаживается взад и вперёд, погружённый в глубокие раздумья, когда он вышагивает, стараясь удержать равновесие, по краю тротуара, — и вчерне его портрет готов. Студенты с весёлым изумлением созерцали эту поразительно длинную, поразительно худую, поразительно нескладную фигуру. Теперь вообразите ещё и голову с огромным лбом, с маленьким подбородком, с густой вьющейся шевелюрой и тонкой шеей, выступающей из слишком широкого воротника… Большая счётная линейка, торчащая из внутреннего кармана пиджака, — деталь, без которой его портрет не будет полным. Таков Пикар в состояния покоя. Совсем иное дело, когда весь этот комплекс приходит в движение. Подвижность его рук и ног просто поразительна!»

В какой-то момент в академической карьере учёного-профессора наступает резкий перелом: его увлекает конструкторская деятельность. В 1930 году он с энтузиазмом берётся за практическое воплощение придуманного им нового типа летательного аппарата, способного достичь самых верхних слоёв атмосферы, — стратостата.
пикар

Все выше, и выше, и выше!..
Чудак-профессор исчез. Вместо него появился, выражаясь современным языком, главный конструктор — идеолог проекта и одновременно организатор производства. Огюст Пикар заручается финансовой поддержкой бельгийского Национального фонда научных исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique, FNRS) и начинает создавать два новаторских элемента стратостата — герметичную кабину для экипажа, в которой поддерживается нормальное давление воздуха на любых высотах, и несущий шар-баллон для гелия,
стартстратокоторый, в отличие от привычных воздушных шаров, не был «до отказа» наполнен газом при старте с земли, а расправлялся постепенно, по мере набора высоты и уменьшения атмосферного давления. Первый в мире стратостат получил название FNRS-1 — в честь организации-спонсора. 27 мая 1931 года FNRS-1 стартовал из предместий Аугсбурга (Германия). В первом полете Огюст Пикар и Пауль Кипфер достигли высоты 15 785 м. Во время одного из последующих стратостат поднялся на рекордные 23 км.

Там, под океаном…
Swiss born physicist, Auguste Piccard (L), poses wУспехи стратосферных полётов, позволившие получить и важные научные данные о свойствах атмосферы и космических лучах, открыли возможность продолжения сотрудничества Огюста Пикара и FNRS. Только теперь покорять предстояло морские глубины. В качестве ближайшего прототипа своего «спускаемого аппарата» Пикар взял конструкцию батисферы Биби и Бартона «Век прогресса», на которой акванавтам удалось опуститься на глубину 1 360 м. Цельнолитая стальная батисфера весила почти 2,5 т и имела диаметр 1 450 мм. Толщина стенок составляла 32 мм. Три кварцевых иллюминатора толщиной 76 мм и диаметром 152 мм на километровой глубине испытывали давление около 19 т каждый. Аналогичную гондолу Пикар сконструировал и изготовил в 1937 году и приступил к созданию батискафа FNRS-2. Третий по счету батискаф, который Огюст Пикар конструировал и строил уже вместе с сыном Жаком, и был тот самый «Триест», через несколько лет отправившийся в экспедицию на дно Марианской впадины.

В конструкции батискафов Пикаром было применено множество новшеств: электрические датчики уровня воды в отсеках корпуса-поплавка, дистанционное управление плавной выгрузкой балласта, пиропатроны для аварийного сброса балластных грузов. Проблему гидроизоляции ходовых электродвигателей Пикар изящно решил одновременно с проблемой конструирования прочного корпуса для моторов: никакого прочного корпуса! Электродвигатели Пикар поместил в тонкостенный корпус, заполненный маслом, на которое передавалось давление забортной воды. Таким образом, корпус мотора не испытывал избыточного давления и был способен выдерживать любые глубины.
8c326cb54500be2fa43bae383cd913d2
К слову сказать, Жак Пикар, будучи рекордсменом по глубине погружения, через несколько лет установил не менее впечатляющее достижение по длительности пребывания под водой в ходе плавания. 14 июля 1969 года Жак Пикар совершил с помощниками на подводном аппарате «Бен Франклин» (на фото внизу) плавание в Гольфстриме. Увлекаемый течением, аппарат преодолел 1 500 миль за 30 суток, находясь на глубинах 180–600 м.
бенфранклин
Бездна
Для своего погружения в Марианскую впадину 26 марта 2012 года Джеймс Кэмерон воспользовался батискафом DCV-1 Deepsea Challenger. Аппарат был спроектирован и построен австралийской компанией Acheron Project Pty Ltd. Экспедиция готовилась и финансировалась National Geographic и Rolex при участии нескольких научных организаций. Руководителем проекта являлся австралиец Рон Аллум (на фото).
рон3
Deepsea Challenger в 10 раз легче своего предшественника, батискафа «Триест», предельно насыщен управляющей и научной электроникой, оснащён механической рукой для сбора образцов и двумя манипуляторами с видеокамерами и осветительными приборами. Любопытно, что принцип, придуманный Огюстом Пикаром для защиты электродвигателей «Триеста» (масло и тонкий корпус, передающий внешнее давление), успешно применяется и на Deepsea Challenger в конструкции блоков бортовой электроники. Запас кислорода рассчитан на 56 часов пребывания под водой.
к2
Погружение Кэмерон осуществил за 2 часа, после чего пребывал на дне впадины 6 часов, занимаясь фото- и видеосъёмкой. Обратный путь занял всего 1 час.
к3