Много раз уже повторялись слова о том, что решение для обработки «больших данных» в одной сфере нередко получается перенести в другую. Возникает правомерный вопрос: нельзя ли построить более или менее универсальную систему, которой все равно, какие данные и откуда в неё поступают?

Стартап GoodData попытался. В его программное решение можно загрузить данные из различных источников — из Facebook, SalesForce или откуда-то ещё — скажем, из частных баз данных той или иной организации. Эта информация может быть структурированной или неструктурированной. Цель компании — предоставить инструменты для работы с «большими данными» напрямую заинтересованным предпринимателям или маркетинговым менеджерам, позволяя последним не привлекать специалистов по «большим данным» и не тратить средств на дорогостоящую разработку.

Зачастую не стоит доверять маркетологам, оценки которых складываются на основе одной десятой части всей полезной информации. И даже если остаются сомнения — работает ли универсальное решение в твоём личном случае, всё равно иногда лучше старательные алгоритмы, которые пытаются учесть всё, чем амбициозные ребята, проверяющие свои гипотезы за чужие деньги.

Из всего объёма собственных данных, которые, без преувеличения, являются полноценными активами компаний, сами фирмы используют в среднем не более 10%. Это означает, что, применив остальные 9/10 своих данных, предприниматели могут получить массу сюрпризов и неожиданных решений в собственном бизнесе, который они, казалось бы, должны знать от корки до корки.

Но нет. Дорого, сложно, страшно связываться с анализом данных, сколь бы модным ни было это словосочетание. А ведь при этом для того, чтобы переработать информацию, с которой имеют дело многие компании, совершенно не требуется быть крупным учёным. Их проблемы однотипны.

gooddata_SCREENSHOT_Thu Feb 28 00-24-04 MST 2013

Изначально специалисты из GoodData разработали несколько базовых приложений для анализа «больших данных», которые могут использоваться организациями для того, чтобы посмотреть на свои проблемы с новых сторон. Разработка продолжалась более двух лет. Итоговые приложения разместились в облачной платформе. Они охватывают стандартный спектр задач: кросс-объектные отчёты, нахождение оптимальных способов управления активами, оценку маркетинговых кампаний и мероприятий.

Клиентами стартапа стали компании самых разных специализаций — технологии, развлечения, СМИ, телекоммуникации, образование, туризм, онлайновые и офлайновые ритейлеры и т. д. Их число уже на данный момент превышает 20 тысяч. Многие привлечены не напрямую, а через другие облачные платформы.

GoodData обеспечивает хорошую масштабируемость, а клиенты могут получить продукт в эксплуатацию в течение суток с момента обращения за услугами. Названия приложений из базового пакета говорят сами за себя: это Sales Analytics, Marketing Analytics, Box Analytics, Yammer Analytics, and Service Analytics. В продуктовой линейке GoodData есть BizData Monetization — услуга, которая помогает организациям определить возможности для получения прибыли из нескольких источников «больших данных» — облачных данных, внутренних данных компании, мобильных приложений или социальных сетей. А облачное аналитическое приложение GoodBusiness предоставляет ключевые показатели эффективности и лучшие практики в таких сервисах, как Zendesk и Salesforce. В рамках его расширения добавлены инструменты, сосредоточенные на продажах и маркетинге и позволяющие компаниям выявить эффективные способы привлечения клиентов.

Особый упор в своём продукте GoodData делает на пресловутую дружественность пользователю. Единый интерфейс, диаграммы и графики с визуальным представлением того, как варьируется доход компании в зависимости от ключевых бизнес-метрик и корреляций между ними. Там же можно сравнить эффективность продаж, сравнить несколько наборов данных, выявить их отличия и новые возможности. Кроме того, GoodData направляет свои предложения к провайдерам SaaS, а те интегрируют технологии GoodData в свои платформы, предлагая уже собственным пользователям доступ к панели управления и отчётности GoodData.

По словам Романа Станека, генерального директора GoodData, больше не нужно иметь докторскую степень, чтобы быть на короткой ноге с «большими данными». Добавлю от себя — и платить докторам наук тоже больше не надо. Деньги «больших данных» уплывают из рук ИТ и переходят прямо к бизнес-пользователям. И, возможно, это не так уж и плохо.