В прессе и в сети в последний год регулярнопоявляются сообщения о том, что Департамент образования Москвы ведет масштабный инновационный проект по апробации в 60 шко­лах 11 электронных учебников, разработанных на гранты мэра. Информацииоб этом эксперименте много, она оптимистична, порой до помпезности, но при этом расплывчата и противоречива. Что есть факт, а что — фантазии чиновников и журналистов сразу и не поймешь. Дело доходит до курьёзов. Автор замет­ки, опубликованной на кни­гоиздательском портале Pro-books даже решил (возможно, перепутав И.И. Калину с А.Б. Чубайсом), что речь идет об 11 моделях e-ink риде­ров, которые якобы испытываются в школах с целью выбора оптимальной замены по­лиграфическим учебникам.

Поскольку мы уже более 15 лет занимаемся созданием электронных учебников, нам за­хотелось разобраться в этой путанице лично, без фантазеров-посредников. Зада­ча ознакомле­ния с апробируемыми учебниками оказалась непростой. Хотя список школ, участвующих в эксперименте, был опубликован, получить информацию «из первых рук» оказалось непросто. Некоторые школы заявили, что они об этой апроба­ции ничего не знают и им никто никаких электронных учебников не давал. Другие признали, что диск с электронным учебником у них есть, но он дан в единственном экземпляре и хра­нится в сейфе у завуча. Причем этот диск ?никомуне велено пока­зывать?. Странная апробация… В итоге нам все же удалось «по большому блату» за­получить на несколько часов один из апробируемых учебников. Это оказался, разу­меется, никакой не e-ink ри­дер, а обычный CD-R с очень странной программой для Windows. Учителя и специали­сты, видевшие другие учебники, по большому секрету рассказали нам, что все 11 исполнены примерно на одном научно-методическом уровне и по единой технологии. Так что для понимания сути дела вполне доста­точно изучить один учебник. Что мы и сделали.

Издание, названное электронным учебником, на самом деле представляет собой ориги­нал-макет готового полиграфического учебника истории, безнадежно испорченный в ре­зультате его непрофессионально выполненного экспорта в HTML.

6[3]

Многие иллюстрации полиграфического учебника в результате экспорта оказались уменьшены до размера, не позволяющего понять, что на них изображено (см. скриншоты). Особенно дико смотрятся все карты, на которых невозможно практически ничего прочесть. Иллюстрац­ии почему-то оказались сверстаны ?в разрыв?, в результате чего пространство экрана используется крайненерационально. Только часть иллюстраций могут быть просмотрены в увеличенном размере, причем эта возможность реализована пре­дельно кустарным, неудобным образом — происходит прокрутка в конец единого длинного HTML-документа (в конце документа свалены все крупноформатные иллю­страции). В целом учебник напоминает корявые, неудобные и напрочь лишенные ка­кого-либо ди­зайна web-сайты середины 90х годов прошлого века. Даже школьники на уроках ин­форматики делают сейчас гораздо более профессионально сверстан­ные и удобные для чтения web-страницы.

17 - копия

Будучи директором мультимедиа-издательства и соавтором двух электронных учебников, я легко могу оценить «на глаз» фактические трудозатраты разработчиков данного издания. Они не превышают… одного челове­ко-месяца! Единственное, что сделано заново — это гиперссылки на неко­торые термины и биографические справки (мягко говоря, очень лаконичные, см. скриншоты ниже). Весь остальной контент из готового оригинал-макета обычного учебника просто автоматически экспортирован ?как есть?, без малей­шей адаптации под специфику экранного представления. Рука профессио­нального ди­зайнера и web-верстальщика этого ?шедевра? явно не касалась.

16[1]

В конец каждого параграфа учебника добавлены одна или несколько ссылок на гото­вые и никак не согласованные с основным текстом учебника электронные образова­тельные ресурсы из общедоступной коллекции ФЦИОР. Ресурсы этой печально знамен­итой коллекции были разработаны в 2007-2010 гг. по заказу МинОбрНауки. Кол­лекция ФЦИОР оказалась самой дорогой для бюджета и самой невостребован­ной учителями (ввиду крайне низкого качествабольшинства ресурсов, катастрофи­чески плохой рабо­ты плеера и, главное, полного отсутствия у разработчиков понима­ния того, зачем эти ресурсы создаются и как их использовать в учебном процессе). Подробнее о ФЦИОР см. мою статью в журнале Эксперт и запись выступления на коллоквиуме в ИПИ РАН.

Суммарные фактические затраты на разработку обозреваемого электронного учеб­ника никак не могли (даже с учетом уплаты всех налогов) превысить 50 тыс. рублей. Скорее всего, использовался труд одного-единственного малоквалифицированного ИТ-га­сторбайтера. При этом издатель получил за этот «шедевр» грант в 5 миллионов ру­блей. Получается, что примерно 99% выделенных средств были… «освоены».

Такое издание является не просто «первым блином», испеченным впопыхах. Все гораз­до хуже. Это — очевидная профанация идеи электронного учебника. Остается только догадываться, куда ушла громадная разница между выделенными из бюджета и реально потраченными средствами.

Еще одна пикантная деталь: обозреваемый учебник истории «победил» в конкурсе, несмотря на то, что он явно не соответствует его условиям. В конкурсной документации в качестве ключевого условия была записана кроссплатформенность электронных учебников. Сейчас, на стыке ?десктопной? и ?планшетной? эпох, данное требование — абсолютно правильное. Но обозреваемый учебник может быть запущен только под Windows, причем дале­ко не всякая версия Windows с ним совместима. Нам только с пятой по­пытки удалось найти компьютер, на котором программа хоть как-то заработала (при этом плеер ФЦИОР традиционно зависал каждые пять минут и почему-то зачеркивал весь контент диагональной черной линией, см. скриншот). О совместимости данного издания с план­шетами не может быть речи даже в перспективе, поскольку многие модули ФЦИОР принципи­ально непереносимы в iOs или Android, ибо они используют Flash-апплеты, исходные тексты которых заказчику не передавались и, вполне вероятно, уже утрачены. Кроме того, плеер ФЦИОР устроен так, что он полностью перепоручает реализацию интерфейса модулям (контенту). В результате этого переделка даже самых примитивных модулей ФЦИОР, в которых нет Flash-апплетов, под «пальцевые» интерфейсы планшетов означало бы их разработку фактически заново. Обратите внимание на микроскопический размер кнопочек на скриншоте с портретомВасилия Шуйского. С такими кнопками на планшете не поработаешь. Кстати, даже эти маленькие кнопочки в модуле ФЦИОР перекрывают часть учебного текста. Подобная неряшливая верстка типична для ФЦИОР, равно как и запредельное количество иных ошибок. В докладе и статье, ссылки на которые даны выше, демонстрируется модуль ФЦИОР с шестью (!) ошибками на одном экране.

8[3]

10[3]

В заключение приведем серию скриншотов обозреваемого «шедевра» чиновных нанотехнологий. Полагаем, что они достаточно наглядно подтверждают все вышесказанное и в дополнительных комментариях не нуждаются. Увы! Все как всегда…

Автор — генеральный директор издательства Клио Софт