Хоть режьте меня, но я не могу спокойно наблюдать за тем, что сотворяют управленцы с доверенной им компанией Microsoft! Даже слово подходящее не подобрать … если только геноцид или диверсия!

Судите сами: 10 лет назад мать Windows смотрелась завидным бодрячком на фоне полопавшихся мыльными пузырями доткомов и прочей айтишной шушеры. И не удивительно: почти 15 лет ушло на то, чтобы вылизать флагманский продукт — операционную систему — до совершенства. Не было больше позорных проблем с нехваткой памяти и распределением портов, не было ежедневных вылетов приложений и уходов в синий экран смерти: Windows XP демонстрировала завидную стабильность, бронебойность и надежность. Не случайно сегодня, 12 лет спустя после выпуска (!) на этой ОС работает 19,1 % ПК (у меня на виртуальной машине Parallels и то шебуршит старушка, а не Семерка, хотя последняя и считается по всем показателям вроде как более продвинутой и надежной).

Тогда же, 10 лет назад, Microsoft доминировала на рынке мобильных ОС со своей Windows Mobile. В области офисных приложений Word и Excel давно уже слыли именами нарицательными. Ну чем не корпоративная нирвана?

Далее случилась объективная неприятность: глобальная IT парадигма сместилась в сторону мобильных решений. Неприятность для королевы десктопов, безусловно, вышла знатная, однако это была все-таки неприятность, а не неожиданность: возникшая десятью годами ранее тенденция (Apple Newton) и динамика ее развития не оставляли сомнений — будущее за мобильными решениями. Microsoft при этом давно уже плотно сидела в рынке — ее мобильная ОС наполняла все пространство, свободное от морока Symbian.

033_1

Как же отреагировала компания на «неприятность»? Феноменально отреагировала: с одной стороны Microsoft продолжала делать упорную ставку на развитие десктопной ОС, с другой — успешно слила рынок мобильных ОС, полностью растеряв все преимущества и уступив позиции сначала iOS, а потом и Android. Ну и, разумеется, как ни в чем ни бывало, MSFT продолжала двигать свой Офис в том неприглядном виде, какой интересовал одних секретарш и прочие низовые звенья корпоративной иерархии.

Задним числом, конечно, легко осуждать и критиковать, однако я же отнюдь не в обиде на неумение MSFT предсказывать ситуацию и предвидеть развитие рынка. Я в обиде на те чудовищные просчеты, которые руководство компании совершило (и продолжает упорно совершать по сей день) на тех рынках, где продукция ее доминировала. Можно не предусмотреть триумфа планшетов, но нельзя собственноручно убивать несущую золотые яйца курицу! Как можно было после триумфа Windows 7 (вдвойне триумфа после исправления всех ошибок и устранения недостатков Vista!) выпустить чудовище Windows 8?

Ведь Windows 8 — это не просто стратегический просчет, судя по цифрам — это экономическая диверсия! Не только продажи Windows 8 катастрофичны, но и беспрецедентное сокращение в первом квартале продаж ПК на 14 % (крупнейшее квартальное падение за последние 20 лет!) почти целиком объясняется нежеланием людей покупать компьютеры с предустановленным монстром ненавистной ОС!

033_2

Но и это еще не все. Аналитики Microsoft каким-то невероятным образом сумели не распознать смертельную опасность, которую несла в себе Windows 8, и не остановили портирование «революционного интерфейса» на собственную мобильную платформу Surface. В результате планшет, у которого и без того шансы на выживание были мизерные (а что же вы хотели от появления на рынке с трехлетним опозданием?) обернулся совсем уж позорным фиаско.

«Windows 8 is unpopular and a bad tool», — вот единственная оценка, какую только возможно сегодня встретить в аналитических материалах, посвященных затяжному харакири в исполнении редмондских чудаков. А что же чиновники из MSFT? Продолжают успешно рапортовать о триумфальных победах и возросших продажах! На мой взгляд, это чистой воды корпоративное преступление, наказанием за которое уж никак не должно быть увольнение (но и не расстрел, разумеется 🙂

Какова главная ошибка Windows 8? Очевидно, что это отказ от традиционного интерфейса, который шлифовался и доводился до ума более 20 лет. Интерфейса, к которому все привыкли, который все понимали, и чья логика не требовала насилия на здравым смыслом и интуитивностью. На уровне метафоры этот интерфейс передавался кнопкой «ПУСК». Разумеется, этому «ПУСКу» до удобства лончера в Gnome или маковского Dock’a как до луны, но это лучшее из того, что когда-либо существовало в форточном мире. А главное, «ПУСК» символизировал парадигму Windows, настраивая сотни миллионов пользователей на привычный лад работы.

033_3

С какого-то невероятного перехмура «ПУСК» выбросили на свалку и заменили на ужас кубиков «Метро»? И главное — когда заменили?! В тот самый момент, когда критика одномерного десктопа iOS с его примитивными иконками, расфасованными по линейным экранам, достигла своего апогея. Windows 8 предложила свой «оригинальный» вариант — о, как же это по-редмондски! — устаревшей концепции.

Предложила и поплатилась. Не будем, однако, драматизировать. В конце концов со всяким случается. И мелкие просчеты, и даже грубейшие ошибки. И вот тут-то наступает момент истины. Эта истина — единственно верный шаг, который и отличает победителя от лузера. О каком шаге идет речь? Проиллюстрирую мысль хрестоматийным примером.

В 1985 году абсолютный фаворит и любимец рынка прохладительных напитков Coca-Cola решила искусить судьбу и продемонстрировать миру свое могущество. Компания по какому-то своему помутнению корпоративного сознания похерила волшебный и секретный рецепт своего культового напитка, заменила его на нечто, как ей казалось, оригинальное и выбросила на рынок под названием New Coke.

033_coke

Реакция рынка была сокрушительной. Продажи не просто упали, а изничтожились: люди просто отвернулись от некогда любимой компании и подались кто куда (в основном в объятия Pepsi). Показательно, что протест был еще и активным: Coca-Cola получила 400 тысяч гневных писем от потребителей, требовавших возвращения родного пойла.

В те примитивные времена рынок не отличался гуттаперчевой эластичностью, характерной для эпохи кредитно-виртуальных отношений, поэтому Coca-Cola очень быстро задышала на ладан. Нужно было действовать, причем действовать молниеносно. И Coca-Cola нанесла беспощадный удар по самолюбию: без каких-либо экивоков вернула обратно старый рецепт напитка.

Дабы признание ошибки не выглядело слишком оскорбительно для корпоративных амбиций, старый напиток вернулся на рынок под измененным именем — Coca-Cola Classic. Новую жидкость ограничили продажами лишь в США и Канаде, в 1992 году переименовали в Coke II, к 1998 году горемыка продавалась лишь в Джорджии и прилегающих штатах, а в 2002 году тихо и без шума похоронили неудачную инициативу, которая чуть было не обанкротила компанию.

Как эта история соотносится с Microsoft? Очень просто: если редмондская компания не хочет отправиться на погост, она обязана вернуть кнопку «ПУСК» вместе с привычным и удобным десктопным интерфейсом в ближайшем же обновлении — Windows 8.1. Если амбиции будут слишком давить, «Метро» можно сохранить в виде альтернативной опции, упрятанной куда-нибудь глубоко-глубоко в настроечных недрах ОС (как сегодня там упрятана сама кнопка «ПУСК»).

033_4

Только так и никак иначе. Потому что альтернатива для возвращения к Coca-Cola Classic только одна — домовина!