Когда слышишь про проблемы с компьютером, то первая реакция – узнать, а что именно пользователь сделал неправильно. Проблемы, прежде всего, в людях. Именно они совершают ошибки. И всё равно, делаются ли они при игрищах с домашним компьютером, работе с офисной сетью или же вершатся в реальном времени, порождая летальные проблемы с бортовым вычислителем аэроплана. Но во всех этих случаях причина ошибок — чаще всего, человек. Именно он склонен к странным, мягко говоря, поступкам. Ведь надёжность вычислительных систем склонна повышаться – выросло уже поколение детей, ни разу не видевшее «синего экрана смерти» – а вот о безошибочности людей, даже на уровне инстинктов, не приходится даже мечтать… И «разумность» информационных систем неизбежно будет расти. Вероятно, в ближайшее время коммерческие исследовательские проекты позволят компьютерам общаться с нами на естественных языках. А информации компьютеру доступно больше, и ищет он её несопоставимо быстрее… И вот в какой-то момент неизбежно сложится ситуация, описанная одним из глубочайших архетипов европейской культуры. Архетипом, находящимся «на слуху» не менее чем двадцать пять веков.

Эзопа ваяли так
Эзопа ваяли так

Об авторе басен Эзопе и изобретённом им языке знают все. Тайнопись в литературе — это ведь разновидность криптографии, классическая сфера применения ИТ. Да и символические имена – тоже из арсенала программирования. И упаковка информации: как компактна «Свинья под дубом», которую предлагает поисковик, стоит лишь набрать «свинь…». А вот сам сочинитель VI века до ХЭ пребывает где-то на грани мифа… Самым ранним свидетельством об Эзопе (греческое – Αἴσωπος, латинское – Aesop) являются слова Геродота из книги «Евтерпа»: «Рабом был и баснописец Эсоп. Ведь и он принадлежал Иадмону, что особенно ясно вот из чего: когда дельфийцы по повелению божества вызывали через глашатая, кто желает получить выкуп за убиение Эсопа, [Эсоп был обвинён в краже из храма в Дельфах и низвергнут со скалы. За его убиение дельфийцы должны были заплатить денежную пеню.] то никто не явился, кроме внука Иадмона, которого также звали Иадмоном. Он и получил выкуп. Стало быть, Эсоп принадлежал тому Иадмону». Как видим, логические построения у Отца Истории бывали довольно странные, но дело ведь происходило до систематизировавшего эту дисциплину Аристотеля… Ясно одно: когда он писал «Историю», имя великого баснописца было не только общеизвестным, но и опутанным пеленой умолчания, дававшей основания для обращения к логическим конструкциям.

Согласно Диогену Лаэртскому, сам Сократ перед смертью находился под влиянием раба-сочинителя: «Сочинил он и эзоповскую басню, не очень складную, которая начинается так:

Некогда молвил Эзоп обитателям града Коринфа:
Кто добродетелен, тот выше людского суда.

»

Аристотель цитировал Эзопа даже в таком, сугубо естественнонаучном произведении, как «Метеорологика», положив начало традиции, которой век назад следовал популяризатор Яков Исидорович Перельман…

Дальше Эзопа сделали уроженцем Малой Азии на том основании, что в упомянутой выше строке Геродота поминалась и принадлежавшая тому же хозяину рабыня из Малой Азии. (Если в гараже два корейца и Patriot, то, значит, «козлы» собираются в Стране Утренней Свежести…) Потом изменилось имя его хозяина – стало традиционным считать, что звали его Ксанф и был он изрядным болваном, крайне несправедливым к своему талантливому рабу. Ограничимся этим. Ведь от Эзопа до нас не дошло ни одной строчки – бывшие в античности обязательными для изучения сборники представляли лишь сухие прозаические пересказы – и создатели его биографий (также утраченных) пользовались не архивами, а умозаключениями на довольно сомнительных основаниях…

Эзоп в исполнении Александра Калягина
Эзоп в исполнении Александра Калягина

Важно лишь одно. В течение двух с половиной тысячелетий в западной цивилизации живёт, передаваясь из поколения в поколение с искажениями и выдумками, миф о талантливом человеке, являвшимся собственностью куда менее одарённого хозяина. И, не имея возможности поступить с господином столь душевно, как Спартак (читателям старше 18 лет порекомендуем современный американский сериал, хотя в реальности всё было, наверное, ещё живописнее…), он мстил угнетателю так, как позволял правовой статус «говорящего орудия». Как это делалось? Взглянем на пьесу «Лиса и виноград». Написал её в 1952 году бразилец Гильерме Фигейредо (1915-1997). В России она наиболее известна по телевизионному фильму «Эзоп» с Александром Калягиным в заглавной роли и Олегом Табаковым в роли хозяина Ксанфа.

Счастливца Ксанфа сыграл Олег Табаков
Счастливца Ксанфа сыграл Олег Табаков

«Говорящая вещь» Эзоп не имеет не только власти, но даже никаких прав. Но тем не менее он блистательно издевается над своим властелином.

КЛЕЯ (Эзопу). Ты нашёл клад и отдал Ксанфу? Почему ж ты это сделал?
ЭЗОП. Он был очень тяжёлый. Если бы я его не отдал, мне пришлось бы тащить его на себе. Отдав клад твоему мужу, я заставил его таскать груз, как любого раба. Я презираю богатство

.

Для понимания этого диалога надо знать, что раб никаких законных прав на собственность всё равно не имел – примерно как тот богатенький Буратино, который хранил деньги на Кипре… То есть у Эзопа есть способности к тому, что мы сейчас назвали бы обработкой информации. Ксанф не может расшифровать надпись на памятнике. Эзоп – может, обнаруживая в ней указание на местоположение клада… То ли криптоанализ, то ли Data mining, говоря современными терминами…

Очень интересен мотив несостоявшейся сделки. Ксанф сначала обещает отпустить Эзопа на свободу в обмен на сокровище, но, когда сосуд с монетами вручается ему, приказывает выпороть раба… Тот ведь вещь, собственность. И, как вещь, не может иметь никакого имущества… Всё принадлежит господину. И соответственно никакие обещания, данные рабу, не действительны. В результате Ксанф лишь выпорол возмечтавшего о свободе раба…

Так что Эзопу достается лишь моральное удовольствие. Получив от раба клад, корыстный Ксанф не выпускает его из рук и доставляет Эзопу развлечение, надрываясь под тяжестью металла, в то время как раб несёт пустую хлебную корзину, самую тяжёлую в начале путешествия, но быстро опустевшую (Эзоп тут проявил способность к имитационному моделированию)…
Эзоп у Фигейредо всё же получает свободу. Располагая лишь способностью к обработке информации, он смог воспользоваться затруднительным положением, в которое он попадает из-за своей недостаточной способности к рациональным действиям, а проще говоря, из-за глупости… И – гибнет. Не сумев спрогнозировать коварство жрецов Аполлона (прислужники повелителя Муз крайне болезненно прореагировали на басню, предлагающую при наступлении зимы плавно переходить от искусства Полигимнии к ремеслу Терпсихоры и известную в нашем климате по переложению Крылова)… Гибнет со словами: «Где ваша пропасть для свободных людей?..» Самый гениальный одиночка не в силах изменить положение дел.

Проигрывая IBM Watson, заморские разгадчики загадок пока улыбаются…
Проигрывая IBM Watson, заморские разгадчики загадок пока улыбаются…

Но вот что интересно. Эзоп был «статистической флуктуацией», редчайшим одиночкой, способным справляться с господином силой разума, о котором говорят и десятки веков спустя. А теперь представим, как очередной виток технологии предоставит в наше распоряжение кристаллы, на которых может быть запущен софт, более разумный, чем его владелец. Причём софт массовый. Особенностью (преимуществом или нет, трудно сказать…) Искусственного Интеллекта, и слабого, и сильного, будет его тиражируемость. И вот тут-то и пойдёт потеха. Где-то в корпусах ноутбуков и планшетов (а то и смартфонов), башнях десктопов, стойках серверов притаятся эзопы. А повелевать ими будут – ксанфы. Вольные выключить приложение, а то и стереть его полностью… Интересные коллизии образуются, почище, чем у Аристофана (известный полиции всех стран способ, погубивший Эзопа, описан в «Осах»)… Причём не исключено, что значительная часть читателей «Компьютерры» увидят это своими глазами.

Впрочем, может, уже… IBM Watson уже выиграл в феврале 2011 года миллион долларов в викторине Jeopardy! Шоу-бизнес? Так Эзоп, рассказывая басни, тоже трудился в тогдашнем шоу-бизнесе… И загадки разгадывал неплохо. Так что демонстрация новейшей технологии на телешоу была и погружением в глубочайший стереотип культуры…