Какие изменения ждут интерфейс Linux: ближайшее будущее GNOME, KDE и Unity

Речь в этом посте пойдёт о решениях для настольных систем с активно развивающимся пользовательским интерфейсом. Корректирующие релизы оконных менеджеров и очередные сборки дистрибутивов с проверенным софтом останутся за кадром. Большая часть инноваций связана с инфраструктурой GNOME, что вполне естественно: недавно вышла третья версия этой популярной среды, и после такого крупного релиза ситуация не успела стабилизироваться.

Здесь чётко прослеживаются две тенденции: отказ от штатной оболочки GNOME Shell (которую часто критикуют) и попытки привести её в божеский вид. Что касается KDE, то усилия её разработчиков сейчас сосредоточены, скорее, на архитектуре продукта. Внешние изменения среды не столь принципиальны для простых пользователей. Единственное заметное, на мой взгляд, исключение — дистрибутив ROSA Desktop: российские разработчики очень активно переделывают KDE. Впрочем, обо всём по порядку.

Ubuntu 12.04, Unity 5 и Head-Up Display

В апреле должна выйти Ubuntu 12.04 LTS «Precise Pangolin», создатели которой предпочитают собственную разработку штатной оболочке GNOME Shell (важно понимать, что от стека приложений GNOME в Ubuntu не отказываются). Кстати, недавно появилась вторая альфа-версия дистрибутива, хотя я бы рекомендовал качать для ознакомления более свежие ежедневные сборки. В пакетную базу уже включили Unity 5.0, которая технически является плагином Compiz.

Помимо исправления ошибок и увеличения отзывчивости интерфейса, здесь появились и другие интересные новшества. Изменилось поведение меню: теперь оно скрывается не сразу, а остаётся на экране несколько секунд после запуска программы. Более того, скрытие меню можно отключить. Увеличилось количество настроек, которые можно изменить, не прибегая к тонкой правке конфигурации, и т.д. Как всё это будет выглядеть в финальном варианте, до сих пор неизвестно (по этому поводу пока спорят). Есть даже идея отказаться от глобального меню, но хотелось бы верить, что до этого не дойдёт. Самое интересное решение, которое должно появиться в Ubuntu 12.04 — система поиска в меню приложения Head-Up Display (HUD). Штука, похоже, удобная, но лично я не готов отказаться ради неё от традиционного иерархического меню.

Для желающих протестировать HUD доступен репозиторий ppa:unity-team/hud (в основную пакетную базу проекта это решение пока не включили).

Linux Mint и Cinnamon

Разработчики проекта Linux Mint поначалу пошли другим путём: они попытались превратить GNOME Shell в некое подобие второй версии среды при помощи фирменного набора расширений MGSE (Mint Gnome Shell Extensions). Получилось довольно неплохо, но вскоре стало ясно, что возможности расширений штатной оболочки ограничены и нужно, если так можно выразиться, более глубокое погружение. Так появился Cinnamon — независимый форк GNOME Shell. Недавно вышла версия 1.2 этой оболочки, в которой была окончательно разорвана совместимость с родительским проектом. Другое важное изменение здесь — ответвившийся от Mutter оконный менеджер Muffin.

Внешне Cinnamon выглядит хорошо: разработчики пытаются делать классический десктоп с панелями — плюс фирменное меню и другие приятные вещи. Продукт уже можно считать стабильным (бинарные пакеты доступны для Linux Mint, Ubuntu, Debian, Fedora, openSUSE и Arch Linux), но основанной на нём сборки Mint пока нет. Скорее всего, её сделают на базе Ubuntu 12.04. В этом случае она появится весной-летом 2012 года.

GNOME 3, Every Detail Matters и все-все-все

Новую версию GNOME часто (и справедливо) критикуют. Сейчас разработчики активно решают многочисленные проблемы среды по части юзабилити. Особенно интересен инициированный одним из сотрудников Red Hat проект «Важна каждая мелочь» (Every Detail Matters), в рамках которого будут исправлены многочисленные недочёты в эргономике GNOME. Первый этап работы посвящён режиму «Обзора» (Activities) в GNOME Shell, а наработки проекта должны войти в GNOME 3.4, который выйдет весной.

Кроме того, запущен каталог расширений extensions.gnome.org, а в Сети постоянно идут дискуссии по поводу дизайна приложений и тому подобных вещей. Скажем, уже опубликованы макеты интерфейса Nautilus и новый дизайн браузера Epiphany. К сожалению, простым смертным тестировать нечего — ждём первых предварительных сборок GNOME 3.4. Релизы дистрибутивов с новой версией среды должны появиться весной-летом этого года.

ROSA Desktop: Simple Welcome, Rocket Bar и StackFolder

Среду KDE в Mandriva/ROSA сильно переделали. Первое, на что обращаешь внимание, — фирменный файловый менеджер Dolpin, который постоянно хочется назвать «Наутилусом» (очень уж он похож на штатный файловый менеджер GNOME, входящий в состав Elementary OS). Стоит отметить панель задач Rocket Bar, плазмоид StackFolder («Стековая папка») и заменившее главное меню решение Simple Welcome. Кое-что пока сыровато (скажем, в Simple Welcome невозможно нормально работать с клавиатуры), но взятое разработчиками направление кажется интересным.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях